Загадки нашей ПАМЯТИ или способы тренировки!

автор
anna
Опубликовано: 2014-09-01
Блог: Из жизни
0
Загадки нашей ПАМЯТИ или способы тренировки!Мнемонические системы — не праздные «трюки»
Ввиду высокой эффективности мнемонических систем, а также того факта, что в течение последних столетий использование человеком возможностей своего мозга имело тенденцию к снижению, многие люди считают, что упомянутые системы так или иначе не соответствуют «нормальному положению вещей» или «естеству человека» и потому являются не более чем трюком. Однако новые знания о человеческом мозге дают нам основания утверждать, что справедливо как раз обратное: работа памяти в «нормальном» режиме на поверку оказывается неестественно малопродуктивной, иногда даже резко ограничивающей наши возможности, а идеи, возникшие У ранних цивилизаций, таких как Древняя Греция, на самом деле вполне отвечали современным представлениям и являлись первыми естественными шагами в сторону высвобождения неограниченных возможностей человеческого мозга, в том числе и резервов памяти.
Комментарии (15)
0 2014-09-01 23:26

anna
вот первый эксперимент.
Запоминаем планеты Солнечной системы
Следующее интеллектуальное упражнение навсегда изменит ваш взгляд на то, как следует пользоваться памятью, по¬служит ее дополнительной тренировке и позволит вам запомнить столько, сколько другие люди не способны усвоить за всю свою жизнь!
Внимательно следуйте указаниям, свободно предавайтесь полету фантазии и готовьтесь к тому, что в итоге результат покажется вам просто изумительным.
В Солнечной системе насчитывается девять планет.
Начиная от ближайшей к Солнцу, порядок их таков:
1. Меркурий (малая
2. Венера (малая
3. Земля (малая
4. Марс (малая
5. Юпитер (большая
6. Сатурн (большая
7. Уран (большая
8. Нептун (большая
9. Плутон (малая
0 2014-09-01 23:26

anna
Для того чтобы запомнить планеты и их порядок на всю жизнь, вам предлагается, используя свое воображение, собрать их все воедино так, чтобы получился связный и в то же время образный, "фантастический" рассказ. Если будете следовать нашим указаниям по составлению, то окажется, что его труднее забыть, нежели запомнить.
Вообразите, что прямо перед вами, там, где вы сейчас читаете, славное наше СОЛНЦЕ. Постарайтесь, чтобы получился предельно ясный мысленный образ, чтобы вы ощущали тепло, исходящее от него, и восхищались его ослепительным ярко-оранжевым сиянием. Теперь вспомните «солнце» поменьше (речь идет о небольшой планете, но не менее яркое, а точнее — кумира миллионов людей в недавние годы, английского певца и композитора Фредди МЕРКЮРИ (эта фамилия почти в точности соответствует русскому названию планеты МЕРКУРИЙ, чья безвременная смерть от СПИДа стала подлинной трагедией для многих любителей современной музыки.
Вообразите его на залитом солнцем стадионе, чарующим зрителей своим волшебным голосом. Теперь представьте: концерт настолько хорош, что привлек внимание богини, красивейшей из всех и достаточно миниатюрной (это опять-таки малая планета!, как и подобает «женственнейшей из женственных». Представьте ее во плоти, оденьте (что совсем не обязательно!, выберите для нее подобающий аромат духов, в общем, представьте ее такой, какой ей полагается, по-вашему, быть. Как же нам назвать нашу богиню? Конечно же,
ВЕНЕРА!
Постарайтесь добиться максимальной живописности образа Венеры. Теперь представьте себе, как она подбирает с травы яркий металлический шар и бросает его вверх, отчего тот, получив чудовищное ускорение от могучей руки на первый взгляд хрупкой богини, совершает межпланетный перелет (вы явственно видите его траекторию благодаря блестящей, отражающей Солнце поверхности шара и падает с глухим стуком прямо к вам в сад, завершив свой многокилометровый путь. Удар настолько силен, что вы чувствуете легкую дрожь почвы, вызванную им!
А где расположен ваш сад? Конечно, на планете ЗЕМЛЯ! От силы удара шара в почве образуется приличного размера кратер, и комья земли (ЗЕМЛИ дождем падают на терри¬торию вашего соседа.
Ваш сосед представляется вам маленьким (это тоже малая планета, краснолицым (она имеет красный цвет, сердитым и воинственным типом, к тому же с аппетитным шоколадным батончиком в руке! И как зовут этого «бога войны»? Конечно, это МАРС.
Марс в ярости от того, что вы, как ему кажется, швыряете в него комьями земли, и он уже готов отплатить вам тем же, когда на сцене появляется настоящий гигант, со столь тяжелой поступью, что от его шагов сотрясаются сами основы (и вы должны чувствовать, как они сотрясаются! бытия. Представьте его величиной с небоскреб и постарайтесь придать его образу такую же отчетливость, как ранее Венере. Он велит Марсу утихомириться, на что тот с готовностью соглашается, поскольку этот гигант, на лбу которого сияет золотом буква «Ю», - ваш лучший друг и к тому же верховный бог, пятая планета - ЮПИТЕР.
Поднимая глаза, чтобы обозреть все величие Юпитера, вы замечаете надпись САТУРН золотыми буквами на груди его гигантской майки (немудрено, ведь это имя его отца!. Вы обнаруживаете к тому же любопытную закономерность, а именно: в слове САТУРН можно прочесть CAT как сокращение от САТУРН, УР - от УРАН и Н - от НЕПТУН, при этом уменьшение количества букв в их сочетаниях, обозначающих каждую из трех следующих по порядку планет Солнечной системы, соответствует убыванию размеров последних друг относительно друга.
На голове Юпитера сидит и весело лает, виляя хвостом, в знак того, что узнал вас, маленький (потому что это очень маленькая планета! пес, персонаж мультфильмов Уолта Диснея, по кличке ПЛУТО (что опять-таки почти полностью соответствует русскому названию планеты ПЛУТОН.
Заставьте свое воображение повторно воспроизвести опи¬санную только что картину, и, думаю, вы согласитесь, что ее труднее забыть, нежели запомнить!
В ходе исследования вопроса о том, насколько хорошо люди помнят основные
0 2014-09-02 11:25

anna
сведения о планетах Солнечной системы, было обнаружено, что до ознакомления с принципами запоминания:
а восемьсот человек из 1000 мало интересовали эти сведения
б сто человек из 1000 проявляли активный интерес к информации о планетах;
в сто человек из 1000 демонстрировали полное отсутствие интереса или даже неприязнь к предлагаемой им информации.
После запоминания названий и порядка небесных тел помощью воображения и системы связного изложения пpaктически каждый из 1000 приобрел живой интерес к информации о планетах.
Результаты исследования иллюстрируют очень важный факт: если человеческий мозг получает информацию, но не запоминает ее или воспринимает ее как не более чем бессмысленную путаницу, он Перестает усваивать дальнейшие сведения на данную тему вообще. Со временем, чем больше инфор¬мации преподносится мозгу для усвоения, тем в большей степени он склонен отвергать ее и, соответственно, меньше зна¬ний приобретать. Печальным итогом может оказаться потеря всякого интереса к новым знаниям.
Если же мозг, с другой стороны, обращается с информаци¬ей в удобной и легко запоминаемой матричной форме, для каждой ее новой порции автоматически находится звено в цепи, которое связывает ее с уже усвоенной; она естественным образом встраивается в структуру распознавания, осознания и запоминания, что мы, собственно, и называем знанием.
К примеру, если бы вам сказали, что к Венере был запущен исследовательский зонд, а вы при этом не знаете, где Венере расположена в Солнечной системе, то первой проблемой, с которой столкнется ваш мозг, будет невозможность упорядочить полученную информацию. Вы не будете знать, в какую сторону относительно Земли направился зонд, холодно на Венере или жарко и, вообще, зачем кому-то нужно было его отправлять туда. Соответственно, нормальной реакцией ваше¬го мозга будет отвергнуть «неудобоваримую» информацию.
Если же вы знали бы, что Венера — это вторая по счету от Солнца и ближайшая к Земле из тех планет, чьи орбиты рас¬положены внутри орбиты последней, вы немедленно опреде¬лили бы также, что зонд движется к планете, более близкой к Солнцу, и, значит, более горячей, чем Земля. В вашем мозгу в связи с этим автоматически возникли бы представления о направлении, температуре и местоположению относительно Земли, что привело бы к автоматическому же формированию соответствующих ассоциаций. Одновременно в процессе вы¬полнения подобной мыслительной задачи вы невольно лишний раз подкрепляете свои знания о других планетах Солнеч¬ной системы. Таким образом, чем больше вы знаете и помни¬те, тем более легким и автоматизированным становится процесс обретения новых знаний.
Вы очень скоро придете к выводу, что чем более структу¬рирована информация, хранящаяся у вас в мозгу (особенно если она представлена в матричной форме, тем легче обеспечить запоминание ее дополнительных порций. Емкость чело¬веческой памяти столь поразительна, что, единожды получив в свое распоряжение базовые матрицы, вы обеспечите при по¬мощи ее механизмов привязку к ключевым единицам инфор¬мации все новых и новых ее порций без видимых с вашей стороны усилий. Уже сейчас некоторые из вас могли бы пойти еще дальше, приступив к запоминанию дополнительных сведений о планетах Солнечной системы .
И напротив, если вы не снабдили свой мозг структурами, формирующими основу эффективного запоминания и познавания нового, то окажется, что чем больше информации преподносится ему, тем более он будет склонен отстраняться от нее, а у вас возникнет неудовлетворенность: как много всего вы в жизни не запомнили и, посему, толком не усвоили!
Итак, если вы научитесь в полной мере пользоваться своей памятью, то вполне достижимой для вас целью станет многократное усиление способности к запоминанию, приобретение в больших количествах новых знаний, явный прогресс в учебе и, что особенно важно, высокая удовлетворенность собой. Вы только что с успехом проделали «мыслительный эксперимент» с использованием методов, идентичных тем, что применялись всеми известными из истории «гениями памяти». Встретившись с другом,
0 2014-09-02 21:56

anna
расскажите ему о том, что только что узнали; это послужит дополнительной тренировкой вашей памяти, а вашему другу — прекрасным подарком. Посоветуйте ему в свою очередь поделиться этим с кем-нибудь из своих знакомых, и уже через несколько лет окажется, что вы положили начало тому, что всякий на планете Земля сможет сказать, где она, собственно, находится!
0 2014-09-05 23:08

leonid
Анюта!! Очень интересная информация
0 2014-09-06 01:02

anna
тут главное вдумчиво читать и отбросить лень. если интересно то еще потом кину на эту тематику
0 2014-09-07 13:40

evglena
Анюта, спасибо за такую интересную инфо! Это было как раз то, что мне нужно. Никак по астрономии не могла запомнить эти планеты, точнее их порядок(( у меня вообще что-то непонятное происходит с памятью- иногда такое ощущение, что она вообще живет своей жизнью, т.е. запоминает только то, что сама захочет, а не то, что нужно мне((
0 2014-09-07 14:14

anna
так вот нужна тренировка Илона пробуйте когда читаете что либо, представлять это в голове, просто что была какая нибудь картинка, пробуйте связывать все с ассоциациями.
0 2014-09-08 06:04

anna
Три мнемонических принципа
Греки обнаружили, посредством интроспекции, коллектив¬ного обсуждения и обмена мнениями, что память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ; иными словами, работа памя¬ти во многом зависит от умения обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. Например, восприняв слово «яблоко» и связанное с ним понятие, мозг запоминает (наделяет ассоциативными связями цвета, присущие этому фрукту, его вкус, качества, воспринимаемые на ощупь (текстуру, и запах, а также контекстуальную среду (людей, присут¬ствовавших при этом, и т.п., из которой объект был взят как мысленный образ.
Греки поняли также, что, в дополнение к ассоциациям, объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как яркий и различными способами глубоко «прочувство¬ванный» ОБРАЗ.
Третьим столпом, на котором зиждется память, является ЛОКАЛИЗАЦИЯ (ФИКСАЦИЯ. Иными словами, для того чтобы ваш мозг запомнил что-либо, в отношении чего сформи¬рован образ и закреплены соответствующие ассоциации, дан¬ному фрагменту, или «отпечатку», в памяти, должно быть пре¬доставлено место, определенное (локализованное относитель¬но массы иных фрагментов информации, хранимых в памяти. В качестве хорошей аналогии можно взять такой пример. Если вы пришли в библиотеку, в которой хранится миллион томов, что вы предпочтете: копаться в горе книг, сваленных на полу как попало, или искать нужную вам в удобном каталоге, где каждому экземпляру присвоен собственный порядковый номер, отвечающий его местоположению на книжной полке? Конечно же, последнее.
0 2014-09-08 13:36

anna
12 вспомогательных мнемонических принципов
Имеется 12 вспомогательных принципов, которые помога¬ют применять фундаментальные принципы мнемоники: ассо¬циации, формирование образа и локализацию.
1 • Синестезия
Синестезия обозначает комбинирование всех основных компонентов чувственно-эмоциональной сферы человека, иными словами, его ведущих чувств и ощущений, посредством которых он воспринимает окружающий мир. Большинство лиц, демонстрирующих выдающуюся «природную» память, а также большинство тех, кто развил ее благодаря правилам мнемоники, добились повышенного тонуса чувств и активно комбинируют их, чем достигают высоких результатов в запо¬минании. В ходе изучения проблем развития памяти было обнаружено, что для достижения успехов в этой сфере необходимо проявлять большую активность в эмоционально-чувственном восприятии мира и регулярно тренировать свои:
а зрение;
б слух;
в обоняние;
г вкусовое восприятие;
д осязание;
е кинестезию — ощущение своего тела, его положения и перемещения в пространстве.
2 • Движение
Для любого мнемонического образа движения, ассоцииру¬емые с ним, открывают возможность вашему мозгу найти к нему удобную «привязку» и потому запомнить. Представляя свои образы в движении, старайтесь, чтобы они, по возмож¬ности, были трехмерными.
3 • Ассоциация
Что бы вы ни запоминали, старайтесь формировать ассоци¬ации, или связи, между запоминаемым объектом и чем-то прочно закрепленным у вас в сознании.
4 • Сексуальность
У всех нас хорошая память в этой сфере. Пользуйтесь этим!
5 • Юмор
Чем более смехотворны, пусть даже абсурдны, по-доброму гротескны и сюрреалистичны образы, которые вы создаете своим воображением, тем прочнее вы их запомните. Работа с памятью должна приносить радость.
6 • Воображение
Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания. В то вре¬мя как знание ограничено, воображение способно объять весь мир, стимулируя прогресс и эволюцию». Чем более вы исполь¬зуете воображение при работе со своей памятью, тем крепче она становится от этого.
7 • Счет
Нумерация и счет добавляют конкретности и эффективнос¬ти принципу упорядоченности и последовательности (см. ниже.
8 • Символизм
Замена слишком обыденного или скучного образа на более яркий и занимательный увеличивает вероятность успешного запоминания.
9 • Цвет
Всякий раз, когда это уместно, и, вообще, когда только воз¬можно, используйте все цвета радуги, с тем чтобы ваши обра¬зы были «красочными» и потому легко запоминаемыми.
10 • Порядок и/или последовательность
В сочетании с другими принципами, принцип порядка и/ или последовательности облегчает поиск нужного в массе за¬помненных сведений, содействуя «произвольному доступу» к информации при ее извлечении из памяти.
11 • Позитивность образов
В большинстве случаев позитивные, или субъективно при¬ятные, образы более подходят для целей запоминания, по¬скольку, попросту говоря, к таким образам мозгу «приятнее» возвращаться. В отношении негативных образов во многих случаях можно сказать, что, будь даже все вышеперечислен¬ные принципы для них соблюдены и будь они сами потенци¬ально «памятны», мозг нередко блокирует оперирование ими, находя перспективу обращения к ним «неприятной».
12 • Преувеличение
Создавая свои образы, свободно предавайтесь гротеску, т.е. преувеличению, в отношении их размеров, формы, цвета и звукового сопровождения, ассоциированного с ними.
0 2014-09-08 21:19

anna
выберите наиболее приемлемое для вас. и пользуйтесь этими нехитрыми приемами= станет легче запоминать что либо, только нужна тренировка и желание
0 2014-09-10 19:27

tatjana
Спасибо, Анна ! Очень нужная информация! Правда, не совсем понятен п.4,7,11. Интуитивно я использовала для запоминания предметов воображение и ассоциации , только не связывала их в логический рассказ. А Как запоминать цифры,даты и т. д.?
0 2014-09-12 09:59

leonid
Существует два эффективных способа!
Первый. Количество букв в слове даёт нужную цифру
Например: мама - 4, дом - 3, Контакт - 7 и пр.
Своему старшему сыну я таким образом помог запомнить номер нашего домашнего телефона. Это было тогда, когда у нас в городе были пятизначные цифры! Слова подбирались не только по количеству букв, но и по смыслу.
Тогда номер телефона был: "Дом папы, мамы и мой". Догадайтесь какой?

Второй способ. Когда определённой согласной букве соответствует определённая цифра. Прошу не комментировать данный способ, поскольку я его привожу в собственной адаптации
0 - н;
1 - р;
2 - д;
3 - т;
4 - ч;
5 - п;
6 - ш;
7 - с;
8 - в;
9 - л (данную букву, я ввёл в силу того, что буква "д" уже занята цифрой "2". Поэтому просто подставил, простите за нескромность, букву своего имени!.

Теперь попробую извлечь цифровой код из своего имени и фамилии:
ЛеоНиД СамойЛоВ
902 798. Буква "м" не использовалась, потому, что цифр для рабоы требуется только 10, а согласных букв в алфавите больше!
0 2014-09-12 14:02

irina
Первый способ - классный!
Такой простой и эффективный

Я всегда использую ассоциации, чтобы запомнить правописание слов
Вот последнее - всегда сложно писать слова Петербургский и петербуржский
Вместе с другом мы нашли эти ассоциации:
ПетербурГский - Город, всё, что связано именно с городом (Петербургские власти
петербурЖский - Житель, всё, что связано с жителями Петербурга (петербуржская манера
0 2014-09-12 19:14

tatjana
Да, первый способ - простой и доступный. Второй напомнил известную байку о Эйнштейне. Когда одна его знакомая дама просила ей позвонить,предупредила, что номер её телефона очень сложно запомнить:24-361.Эйнштейн удивился:"Ничего нет проще -две дюжины и 19 в квадрате!"
А вот музыканты, я где-то читала, для кодировки цифр используют ноты и запоминают мелодию.
Ирина, спасибо за ассоциацию! Я сама хоть и петербурЖенка, но всегда задумывалась в провописании этих слов, наверное от того, что родилась и выросла в Ленинграде.
Добавить комментарий