Психология ТВОРЧЕСТВА. ФОРУМ

автор
leonid
Опубликовано: 2014-09-10
Блог: Из жизни
0
Психология ТВОРЧЕСТВА. ФОРУМПсихология творчества — раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств
Комментарии (42)
0 2014-09-10 00:45

larisa
Нужен психофизиолог или электрофизиолог в лабораторию психофмзиологии исполнительких искусств СПбГАТИ совместно с ИМЧ РАН. Деньги маленькие, нужен человек идейный, научные цели которого совпадают с творчеством актера или активизацией творческого потенциала. Наука давно стала хобби, нужен профессионал, для которого наука - интерес и смысл.
0 2014-09-10 00:45

leonid
Лариса
Дайте эту информацию на стене
Здесь могут не увидеть
0 2014-09-10 01:50

irina
Мне кажется, современный стиль жизни уводит нас от творчества... Чаще всего требуется лишь стандартный способ выполнения задачи. Попытка творчества - выбрать тот или иной способ, но при современном темпе жизни зачастую и это не делается
0 2014-09-10 07:38

svetlana
Не могу с вами согласиться, без творчества немыслима жизнь, каждый день мы сталкиваемся с различными ситуациями, в которых востребуется творчество. По сути творчество часть нашей жизни, и тот, кто это еще не понял обедняет свое существование.
0 2014-09-10 11:55

irina
Так вот таких, кто этого не понимает в настоящее время очень много, ИМХО (овладеваю инетовской терминологией
0 2014-09-10 13:01

alevtina
Да, Ирина, согласна с Вами. Неслучайно слово "алгоритм" используется даже у музыкантов!
0 2014-09-10 13:14

irina
На начальном этапе музыкального познания, наверно, всё таки алгоритм необходим. У ребёнка откуда то должно появиться предаствление Маленькому ребёнку, да иногда и большому, когда что-то очень не даётся, приходится говорить: "Сделай, как я". Хотя это алгоритм отчасти, ведь всё делает он своими руками, а значит и своими ощущениями.
Ну а дальше... Может быть и можно так сказать - алгоритм решения задач по гармонии. Ведь кто-то слышит, а кто-то их решает
0 2014-09-10 15:32

irina
Но в интерпритации произведения алгоритмов быть не может. Каждый исполнитель должен пропустить его через себя
0 2014-09-10 19:56

svetlana
с одной стороны интерпретация творчество, а сдругой как объяснить ребенку что такое интерпретация и что значит для ребенка пропустить через себя??? вот здесь как раз и пригодятся педагогические "хитрости" и последовательность не помешает
0 2014-09-10 21:44

alevtina
К сожалению, действительно, задачи по гармонии решают в большинстве случаев, потому что это задачи, как в математике. А вот если бы это называлось творческим заданием-свобода мысли дала бы положительный результат. Сдерживают правила строгой классической гармонии.
0 2014-09-11 00:03

leonid
И не способность преподавателя адаптитровать материал к возможностям учащихся. Сделать его интересным и жизненно важным для учеников...
0 2014-09-11 01:43

irina
#10
Светлана, а какие педагогические "хитрости" Вы применяете в своей работе? Если это Офтоп, давайте поговорим об этом в теме "Педагоги-музыканты советуют"
#11 и #12
Мне кажется, что здесь дело не только в правилах строгой классической гармонии и неспособностях педагогов. Я вспоминаю себя в музыкальном училище, да и консерватории тоже. В большинстве мы пришли туда совершенстовать свою игру на инструменте И такие предметы, как сольфеджио, гармония, уж молчу про общеобразовательные, воспринимались, как откровенная помеха. Представьте, вы сильно чем-то увлечены, а вас постоянно дёргают
0 2014-09-11 02:03

alevtina
На каком же инструменте Вы учились играть, не признавая сольфеджио и гармонию? Без них творить невозможно
0 2014-09-11 02:06

irina
Я училась играть на альте, Алевтина
в консерватории у струнников сольфеджио уже вообще не было. а гармония - 1 год. У меня с ней проблем не было, но времени было жалко
играть хотелось больше
0 2014-09-11 02:44

timur
Психология творчества - это суперважный предмет! Творчество должно быть осознанным. И начинать учить этому предмету нужно с самого детства.В школе вообще недостает творческих и психологических дисциплин.Жаль этот раздел психологии не очень разработан.
0 2014-09-11 06:50

alevtina
Ирина, Вы написали, что вспоминаете себя в музучилище. В консерватории- понятно, Ваш инструмент предполагает наличие прекрасного слуха, поэтому и нет сольфеджио. Но Вы же сейчас являетесь преподавателем этой учебной дисциплины. И уже говорили о том, что не надо "мучать "детей написаниями диктантов.
0 2014-09-11 07:20

irina
Алевтина, я считаю, что детей вообще не надо мучить а тем более написанием диктантов

Про училище - меня то как раз эти дисциплины не напрягали, и препод классный был. А вот если вспомнить друзей-духовиков...

Но ведь училище, конса - это воспитание профессионалов.

А в школе то нужно просто приобщать детей к музыке Чтобы они немного знали этот язык, чуть-чуть понимали, как им пользуются
Ведь далеко не все потом будут музыкантами - профессионалами. Главное, чтобы они музыку полюбили. Так причём тут диктанты?
0 2014-09-11 09:32

alevtina
Ирина, мы с Вами о разном говорим, оказывается. Я полностью согласна, что в муз. школе всё должно быть построено только на интересе. Но моя работа проходит как раз с будущими профессионалами. А они очень хотят " научиться играть по слуху, как такой-то( называют фамилию преподавателя". А здесь без усилий не обойтись. Поэтому следует и помучиться. Само ничего не сделается. А время ограничено. Тем более, что есть и без музыкальной подготовки студенты. Так что лучше поделитесь, пожалуйста, своим опытом, чтобы помочь осуществить желание будущих профессионалов.
0 2014-09-11 11:30

irina
Ну вот и выяснили
Профессионалы должны набор необходимых предметов знать, хотя бы на базовый минимум
Играть по слуху... Особого опыта у меня в этом нет. я ведь струнница, а стало быть слух развит больше мелодический. с гармонией (на предмет подбора - проблема.
Но думаю, что всё-равно начинающим надо давать какие-нибудь штампы, гармонические формулы, ессно в интересующих их жанрах. а потома они научатся сами
0 2014-09-11 14:08

lubov
Предлагаю вернуться к теме психологии творчества:

Всякое творчество, каким бы оно ни было, есть генерирование новой (или условно новой информации.Я буду говорить только о креативе, но не об эвристическом поиске, там все проще. Определены некие этапы: фрустрация, инкубация, инсайт ... это ясно . Но каким путями новая информация формироется в сознании? Мне видится , что она строится по определенным законам: физическим, социальным и др. (или при сознательном нарушении оных. При этом, когда идет процесс фантазирования эти законы применяются всегда и обычно не осознано (поправьте, если не права То есть чтобы дизайнер/художник/музыкант неизменно сочинял гармоничные вещи, законы гармонии должны быть заложены на подсознании. Так ли это?
Во всяком случае это доказывает некоторые практические наблюдения: ребенок, получивший в свое время хорошее эстетическое воспитание, в последствии, уже студентом проявляет гораздо большее эстетическое чутье, чем ребенок "дикий", - это естественно. Но можно ли эти законы вложить в подсознание уже во взрослом возрасте - вот мой вопрос!

И еще такой вопрос: есть ли у КАЖДОГО человека некие "рецепторы гармонии", врожденная способность различать гармоничное/дисгармоничное? Или способность распознавать прекрасное - чисто условный рефлекс, формируемый культурой?
0 2014-09-11 14:19

irina
Я думаю, что у человека есть врождённая способность различать гармониченое/ дисгармоничное. Может это идёт на уровне генетической памяти. Я думаю, что эстетичность берётся из природы. Посмотрите, как гармонично всё в природе (пока мы в неё не вмешиваемся, естественно.
Вспомните крепостных артистов... Откуда у них могла сформироваться способность различать гармониченое и нет?

По поводу подсознания и законов гармонии. Во многих музыкальных произведениях соблюдается закон золотого сечения в плане формы. Не думаю, чтобы композиторы сознательно это делали. Всё происходит на уровне интуиции.

Я так думаю, если правильно, конечно, поняла суть.
0 2014-09-11 15:14

lubov
Очевидно, что у кого развито гармоничное чутье, нарисует золотую пропорцию гораздо точнее, чем тот, кто будет скрупулезно вымерять золотое сечение - это тоже из опыта (причины в разном - от недобросовестности измерений до несовершенства измерительных инструментов

Хорошо, если эстетическое чутье дается от природы, то как быть с теми несчастными, у кого это чувство гармонии нарушено.
0 2014-09-11 16:19

leonid
Если эстетическое "чутьё" нарушено, то его следует развивать Вначале учить видеть красоту, потом её ценить, а ещё позже - создавать Только в этом случае мы можем добиться гармонии (греч . harmonia - связь, стройность, соразмерность, соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органическое целое (Больш.Энц.Словарь.
0 2014-09-11 16:49

lubov
Это верно, но как вы считаете возможно ли развитие эстетического чутья у двадцатилетнего лба: или уже поздно и можно вешать ярлык "профнепригоден"? в конце концов есть масса других хороших профессий, не связанных с эстетикой...


Ответ на #66 из форума "Нужна ли нам психология как наука?"

Спасибо, это действительно неплохая тактика для работы над собой... Но!
Наиважнейший аспект - неудовлетворенность своими творениями, а отнюдь не поддержка лидеров - в этом Хайем промахнулся. Хороший студент-дизайнер сделает оригинальную и добросовестную работу не для того чтобы преподаватель похвалил и пятерку на обходе поставили, а потому что, когда он только слышит задание у него уже зудит во всех местах и не терпится бежать его выполнять. У Хайема (как и в многих других методах описано как развить творческие способности для какой-то цели, но ценно-то как раз творчество ради творчества, ради кайфа создавать. Объяснить это студенту невозможно, это можно лишь как-то опосредованно стимулировать, но как???
0 2014-09-11 20:54

lubov
ОУ! Извините Методы мозгового штурма и морфологического анализа и др. - это как раз методы неалгоритмические И к эвристике не имеют никакого отношения! А вот эвристические методы это ТРИЗ и подобные ей.
0 2014-09-11 21:49

irina
#25
можно вешать ярлык "профнепригоден"?
_____________________________________
Нет. Никакие ярлыки неприемлимы. Ни в каком возрасте.
Если у человека нет ярко выраженных способностей к какому-либо виду деятельности, то ему просто нужно больше времени для, того чтобы выполнить то ли другое задание.
В любом деле, и в искуссте в том числе, на мой взгляд, есть Творцы, а есть Ремесленники.
И я бы не сказала, что Ремесленники лишены духа Творчества.

творчество ради творчества, ради кайфа создавать
___________________________________________________
Я закончила консерваторию. Что в моём случае творчество? произведение создано композитором. Трактовки уже давно существую и стали традицией. С самого начала ушла в педагогику. Ничего нового в ней не открыла. Просто учу детей. И лишь сейчас поняла. Я создаю детские души. Со мной они бывают чаще, чем с папой и мамой.
Каждый раз, когда смотрю на это"единожды созданное чудо", каждый раз подхожу к нему по-новому. А как иначе, ведь каждый другой.

И насчёт музицирования поняла только сейчас после того, как 20 лет толком не играла. Есть скрипка со смычком и есть мои руки. И у каждого своя скрипка и свои руки. и то, что я из неё извлеку и будет творчеством. И от этого я испытываю полный кайф, но это в 46 лет.

В молодсти многое вопринимается по другому.
0 2014-09-11 23:43

leonid
#26 "ОУ! Извините Методы мозгового штурма и морфологического анализа и др. - это как раз методы неалгоритмические И к эвристике не имеют никакого отношения! А вот эвристические методы это ТРИЗ и подобные ей".
____________________
Эвристика - 2. Основанный на беседах, диалогах метод обучения, стимулирующий у учеников развитие активного поиска решений (словарь Ожегова.
ЭВРИСТИКА (от греч . heurisko - отыскиваю, открываю,..1 специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы...2 Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность...3 Восходящий к Сократу метод обучения (т. н. сократические беседы - см. Майевтика (Больш. Сов. Энц.

АЛГОРИТМ - Совокупность действий, правил для решения данной задачи (словарь Ожегова.
АЛГОРИТМ (алгорифм (лат Algo-rithmi — имя среднеазиатского математика аль-Хорезми —точное предписанее о выполнении в определенном порядке век-рой системы операций, ведущих к решению всех задач данного тяпа. Простейшими примерами А являются арифметические правила сложения, вычитания, умножения и деления. правила извлечения квадратного корня, способ нахождения общего наибольшего делителя для двух любых натуральных чисел и др По существу, с А. мы имеем дело всегда, когда обладаем средствами решать ту или иную задачу (Философс. словарь.

Алгоритмическая последовательность реализации метода "мозгового штурма":

1. Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.
2. Предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придерживание" наиболее активных и авторитетных.
3. Определение численности состава участников.
4. Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь" и пр.

Любовь, я преподаю как у будущих инженеров, так и у гуманитариев (поо первой специальности и методы генерации идей, творчество во всех его проявлениях для меня не пустой звук Этим я занимаюсь практически постоянно... Тут я далеко не дилетант...

В творчестве существует такое понятие как вариативный и контекстуальный подход к проблеме. Любовь, не посчитайте мои слова обидными, но Вы стоите на традиционных позициях, которые "кочуют" от книжки к книжке. Многие классификации и трактовки давно требуют уточнения и расширения, поскольку и методологически и смыслодеятельностно устарели Мировой опыт давно ушёл в этом направлении вперёд. В своих своей докторской диссертации я об этом и говорю И метод мозгового штурма и метод морфологического анализа легко укладываются в алгоритм И Любые методы можно легко адаптировать к решаемым задачам

Классифицировать технологии и методы лучше по гуманитарной или естественнонаучной основе, рациональному или иррацианальному способу получения нового знания или идеи Всякие другие классификации вредны, потому, что ограничивают методику в действенности. Это как сказать, что функция женщины - мать. А ведь в зависимости от поставленной цели она может быть и другом, и партнёром, и женой...
0 2014-09-12 02:24

lubov
Уважаемый Леонид Павлович! Неужели Вы не знаете как вести себя с молодыми и наглыми оппонентами?: Бесполезно меня давить авторитетом - пока Вы достаточно аргументировано не изложите свою позицию, я Вам не поверю. Если хотите, можете дать ссылку на Ваши публикации, я постараюсь их найти и внимательно изучить. А словарем я пользоваться умею, благодарю:

Сегодня по Вашему совету я посветила время изучению герменевтических техник. Информация для меня новая, и безусловно очень интересная, но я не поняла каким образом Вы относите их к технологиям генерации идей (подчеркиваю слово "технологии"
0 2014-09-12 02:26

lubov
Продолжая тему:
Под эвристическим подходом я как раз подразумеваю рациональный, ну и алгоритмический ( в частности, эвристический алгоритм.
А под неалгоритмическим понимаю иррациональный способ. Возможно Вам это кажется некорректным, хотя мне не понятно почему...
Я думаю Вы согласитесь, что мозговой штурм все-таки иррациональный способ решения творческой задачи. А приведенный Вами алгоритм - это алгоритм мероприятия, а не решения: Эдак любому действу можно приписать алгоритм:

И еще, если не трудно, хотелось бы получить ответ на #25. ^___^
0 2014-09-12 03:31

svetlana
позволю себе вмешаться в диалог. потенциал эвристических методов велик и до конца не изучен. это как раз тема для исследований. интересно, что эти методы известны в области инженерии, изобретательства, но вместе с тем могут очень хорошо "работать" и в педагогике Пробуйте эвристические методы на любых занятиях, кроме образовательных результатов вы получите огромное удовольствие
0 2014-09-12 06:43

leonid
Любовь Я не давлю авторитетами... Мне это просто не нужно Те с кем я общаюсь и кого я учу - это могут подтвердить Я не люблю спорить, потому, что спор - это доказательство своей правоты через доказательство неправоты оппонента. Я просто попытался Вам, как интересному и умному человеку, подсказать, что к одному и тому же феномену есть множество подходов И в этом красота науки. Тот кто хочет в науке чему-то научиться - слушает и вникает. Кто не хочет - спорит, отказываясь от рационального зерна, которое может нести речь оппонента Древние греки красиво говорили: "И у врага дозволено учиться"

И немножко из своей докторской про иррациональное:
В основе иррационального (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный начала в лежат следующие проявления:
– смысловая насыщенность, сотворчество и неокончательность;
– многомерность рассмотрения проблемы,
множественность вариантов и подходов к решению задач;
– многозначность использования символов и других полисемантических средств выражения смыслов;
– алогичность обоснованных в ряде случаев суждений и действий;
– субъектная интенциональность: иррациональное направлено изнутри внутрь, в отличие от рационального, направленного изнутри вовне ;
– естественность и непосредственность;
– контекстуальная представленность;
– субъектная опосредованность;
– представленность смыслами, чувствами и образами (рациональное же представлено разумом и логикой;
– неполная осознаваемость и интуитивность;
– направленность на осмысление духовно-гуманитарной сферы;
– нелинейность мышления;
– связанность с функциями правого полушария головного мозга и пр.
Только не упрекайте меня в стремлении задавить Вас авторитетом. Вы хотели посмотреть "мою" науку

Любовь Удачи Вам в ваших поисках
0 2014-09-12 09:16

leonid
#31 А вот и Светлана пожаловала Насколько я помню, тема её диссертации как раз и касалась эвристических методов

Ответ на пост #25

"но ценно-то как раз творчество ради творчества, ради кайфа создавать. Объяснить это студенту невозможно, это можно лишь как-то опосредованно стимулировать, но как???"
______________
Это нельзя объяснить Это воспитывается... Поскольку то, о чём вы ведёте речь не относится ни к знаниям, ни к умениям, ни к навыкам Тут всё связано с личностными смыслами и ценностями, как основаниями последующей мотивации, установок, мировоззрения. Это область тонких материй Ведь нельзя же посредством лекции сформировать такие личностные образования как "ответственность", "способность к рефлексии", "потребность в творческом самовыражении" и пр. Нельзя и передать смыслы творчества. По В. Франклу смыслы могут быть только найдены САМИМ человеком Задача преподавателя же заключается в том, чтобы создать условия "ситуацию развития личности " (по В.В.Серикову, где этот поиск увенчается успехом И человек найдёт смысл, предлагаемый ему преподавателем. А это уже прерогатива не обучения, а воспитания

Я понял, что вы говорите о творчестве в понимании А. Маслоу: «Творчество, как выражение здоровья личности, проецируется на весь мир и скрашивает всякую деятельность, в которой участвует человек. В этом смысле есть творческие сапожники, каменщики, клерки. Чтобы человек ни делал он может делать с определённым отношением к делу, определённым настроением, которое вытекает из самой природы его личности. Человек может даже видеть творчески, как видит ребёнок».
0 2014-09-12 09:33

lubov
Ну конечно, обучение всегда находится в тесной связи с воспитанием! В популярном нынче компетентностном подходе эти процессы вообще слиты воедино. А если вспомнить теорию профессионального обучения Безруковой - так у нее воспитание это более широкое понятие, включающее в себя обучение. Мне кстати импонирует это мнение:

Конечно хороший преподаватель интуитивно организует благоприятную среду для воспитания творческой активности... Но ведь методы и средства воспитания/обучения необходимо назвать и описать... хоть как-то:
Кто-нибудь из педагогов описывал методы воспитания потребности в самовыражении?

В.В.Серикова обязательно прочитаю ^___^
0 2014-09-12 10:18

lubov
Прошу ответа на второй абзац из #29
0 2014-09-12 13:52

leonid
#34 Любовь, вы пишете: "Конечно хороший преподаватель интуитивно организует благоприятную среду для воспитания творческой активности... Но ведь методы и средства воспитания/обучения необходимо назвать и описать... хоть как-то:"
_____________

Хороший преподаватель ничего не делает интуитивно Тем более не организует таким способом ситуацию развития личности У В.В.Серикова и представителей его научной школы всё расписано до мелочей И многие из них в своих кандидатских и докторских диссертациях давно это прописали Там есть и условия, и принципы, и методы и технологии...
А вот и ссылка (по вашей просьбе на одну из моих публикаций в этом направлении:
Самойлов Л. П. Личностно-развивающие образовательные технологии в системе высшего профессионального образования. // Известия Волгогр. гос. техн. ун-та (Мин-во образования РФ. Сер. 9. Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе / Волгогр. гос. техн. ун-тет. – Волгоград, 2003. Вып. 9. С. 39 – 43.

Далее: "Кто-нибудь из педагогов описывал методы воспитания потребности в самовыражении?"
________________
Потребности не воспитывают, они являются исходной формой активности живых существ - формой проявления интенциональной природы психики. Их можно только активизировать или актуализировать А вот установку на творческое самовыражение или ещё что-то в этом роде воспитать можно

Относительно #29.
Герменевтика - наука, философское направление и искусство понимания! В настоящий момент в большинстве стран считается методологической основой гуманитарного знания! Если рассматривать понимание как процесс, то он является смыслодеятельностью, включающей в себя: смыслопоиск, рефлексию, объясняющее понимание и СМЫСЛОТВОРЧЕСТВО Всякая идея (от греч. idea - Мысль, это прежде всего мыслетекст имеющий конкретное смысловое содержание Базовым средством смыслотворческого развития человека, а значит и последующей деятельности по генерации смыслов выраженных как идея выступает система ситуаций понимания текста построенная на основе личностно-развивающих образовательных технологий в их дискуссионно-диалогическом, имитационно-игровом, задачно-контекстном преломлении...
Далее нужно описывать ситуации понимания, их структуру, потом технологии и пр. Только того, о чём я рассказываю не конкретное изобретение, а развитие смыслотворческого потенциала человека, его способности к осмысленной генерации идей как на рациональном, так и на иррациональном уровнях на основе герменевтической методологии...
Ну это если очень кратко Технология разработана и успешно используется в вузовской практике при подготовке инженеров. на так же показала свою эффективность при подготовке будущих учителей, музыкантов, архитекторов, дизайнеров и пр. Только всё о чем сказано уже не носит понятие технология а расширилось до уровня концепции прописанной на 580 листах... То что вас интересует, лишь малая часть этой концепции...
Если есть желание, можно почитать:

Самойлов, Л. П. Герменевтика и образование: от диалога к методологии // Известия Волгогр. гос. техн. ун-та: межвуз. сб. науч. ст. Сер. Проблемы соц.-гуманитарн. знания. Вып. 2. – 2005. – № 6 (15. – С. 92 – 96.
Самойлов, Л. П. Герменевтическая стратегия совершенствования современной системы инженерного образования // Вестник Тверского гос. университета, № 29 (57, 2007. – Тверь, 2007. Серия «Филология». Выпуск 11, 2007. (Лингвистика и межкультурная коммуникация. – С.  211 – 215. (324 с.
Самойлов, Л. П. Герменевтический подход к совершенствованию системы подготовки будущих инженеров // Психол. и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сб. материалов 1 Всеросс. научно-практ. конфер. – Новосибирск: ЦРНС – СУБПРИНТ, 2008. – С. 54 – 59. (406 с.
0 2014-09-12 15:02

irina
#34
Кто-нибудь из педагогов описывал методы воспитания потребности в самовыражении?
__________________________________________________________
Вопрос, мягко говоря, странный
По-моему, начиная с Выготского, все. Могу, конечно, ошибаться

И уж тем более довольно давно и много пишется о том, какие условия и как надо создавать для развития творческой личности. Полностью согласна с Леонидом, что всё прописано до мелочей.

Мне нравятся работы Ларисы Геннадьевны Логиновой (г. Москва. Очень люблю бывать на её семинарах.
0 2014-09-12 16:08

lubov
Выготский все-таки не педагог, он психолог. И как раз в основном на эту тему пишут именно психологи. А меня интересуют конкретные методы обучения/воспитания и диагностики. Мой преподаватель по педагогике из РГПУ им. Г.А.И.: всегда критиковал мои курсовики словами "не диагностично", "не эффективно", " неконкретно" и т.п. Я теперь всегда предложенные теории критически оцениваю с этих позиций. Авторитеты: Оконь, Безрукова. Хочется четко-конкретно как у них, и не хочется изобретать велосипед. Потому и спрашиваю. Конечно в той или иной степени все об этом писали!:

Ирина, спасибо, постараюсь найти работы Логиновой Л.Г.
0 2014-09-12 19:19

lubov
Понятие смысла еще не есть генерация идеи, разве нет?
К тому же, я, прежде чем поняла суть герменевтических техник чуть голову не сломала. Я конечно глуповатая, но все же не самая глупая из наших студентов, не представляю как вы своим студентам объясняете про смыслопоиск:

А еще мне не понятны термины личностно-развивающие образовательные технологии и технологии генерации идей.
Технология, по-моему это совокупность четко описанных методов и средств для получения некоего заранее известного, желаемого результата. А тут как раз речь о непредсказуемом: личности, идеи... Или в вашей технологии все личности на выходе получаются одинаковые? Вот технология обучения столярному мастерству - это я понимаю:
Все-таки почему именно технология? не методы и средства, не стратегия, не программа, а именно технология?
0 2014-09-12 19:55

lubov
Леонид Павлович, скачала полный список Ваших публикаций, но к сожалению в Питерской Публичке и в Буквоеде ничего из этого нет:(
0 2014-09-12 20:55

svetlana
по поводу эвристических методов. сегодня как раз на курсах с учителями лицея рассматривали варианты применения эвристических методов на уроках. по моему возможность создания учащимися образовательного продукта (идеи, гипотезы, закономерности ..... , путь от собственного творчества учащихся к образовательному стандарту и есть сущность эвристических методов.
0 2014-09-12 21:17

lubov
Актуально особенно для ДО!: Соответствует принципам Web 2.0
0 2014-09-12 22:34

leonid
Любовь, это не полный список моих публикаций

Про определение технологий читайте классику.

Далее вы пишите: "Понятие смысла еще не есть генерация идеи, разве нет?" - читайте смысловиков и всё станет ясно Заодно поймёте как вызвать активность кого-то в отношении творчества и установку на него

Я не зря дал ссылки на несколько своих статей - там указан и город и издательство.... Удивительно, что международные конференции и центральная печать в Питерской публичке отсутствуют В остальном проблем нет... Те работы, которые есть в Ушинке и пр. библиотеках связаны с другой тематикой Могу дать на них ссылки, но они, повторяю, по другим тематикам
Удивительно, что вы не имеете представления о личностно-развивающих образовательных технологиях или иначе говоря технологиях развития личности (Н. И. Алексеев, В. И. Андреев, С. В. Белова, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, С. В. Кульневич, Р. М. Петрунева, В. В. Сериков, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др. И это при том, что только за последние десять лет было защищено (по данным направлениям более сотни кандидатских и более 30 докторских диссертаций
Если этот список авторитетнейших авторов вас не убедит, тогда мне только остаётся развести руками:
http://hpsy.ru/public/x929.htm

Так же дело обстоит и в области смысла
О динамике смыслового развития в онтогенезе говорили: А. Ю. Агафонов, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, А. В. Брушлинский, Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.
Или: теории, раскрывающие сущность смысловой теории мышления (О. К. Тихомиров, смысловой теории сознания (А. Ю. Агафонов, «смысловой педагогики» (А. Г. Асмолов, В. Е. Клочко,, «смысловой дидактики» (И. В. Абакумова, C. В. Волкова, М. Л. Гольденберг, П. Н. Ермаков, В. Т. Фоменко и др..

По герменевтике так же море работ и там всё ясно и понятно
Наиболее серьёзные исследования в области педагогической герменевтики связаны с именами таких учёных, как Е. С. Антонова, М. М. Арутюнян, В. С. Безрукова, Г. И. Богин, В. М. Букатов, О. Ф. Васильева, П. С. Волкова, С. В. Галенко, О. В. Гугнина, И. Д. Демакова, Е. А. Елизова, А. П. Ершова, А. Ф. Закирова, О. Заславская, Т. В. Зырянова, Н. Б. Крылова, Н. А. Кулаковская, Л. М. Лузина, Е. А. Малышева, Р. В. Менжулова, Л. А. Микешина, Д. Н. Разеев, И. И. Римарева, Ю. В. Сенько, Н. В. Сердюк И. В. Соловьева, И. И. Сулима, С. И. Тягунов, Н. Г. Фролова, С. В. Чебанов, Р. Ш. Чермокина...
Добавить комментарий