Преклоняюсь.

автор
anastasi
Опубликовано: 2014-09-09
Блог: Из жизни
0
Преклоняюсь.ВСПОМИНАЯ АХМАТОВУ.
Елена Сорокина, журналист

В последние месяцы войны Анна Андреевна Ахматова вернулась в родной город. Мы, ленинградские комсомольцы, любили ее. В трудные блокадные дни белый томик ее стихов «Из шести книг» был с нами, многое из него мы знали наизусть. Мы восхищались и ее ташкентскими стихами, посвященными Ленинграду, Родине. Встретиться с нею было нашей заветной мечтой. Помню, сколько волнений пришлось мне пережить, прежде чем я решилась набрать номер ее телефона.
«Анна Андреевна,— выпалила я скороговоркой.— Звоню вам по поручению отдела пропаганды городского комитета комсомола. Не согласились ли бы вы встретиться с комсомольцами Ленинграда в бывшем Доме печати на Фонтанке и почитать свои стихи?».
Ахматова согласилась тотчас же. Я поняла, что она рада нашему предложению. Мы согласовали с ней день и час выступления, и она попросила меня зайти за нею.
И вот я иду к Ахматовой. Какие чувства я испытывала, передать невозможно: ведь я шла к великой поэтессе!..
В узкой темной комнате меня встретила высокая седая женщина, стройная и величественная, вся светящаяся добротой и радушием. Комната была очень скромно обставлена, у стены стоял большой «бабушкин» сундук.
Анна Андреевна пригласила меня сесть, и мы сразу же разговорились, как добрые старые знакомые. Я почувствовала себя легко и свободно, словно дома. Оказалось, Анна Андреевна тоже волновалась; «А поймут ли меня, Леночка, молодые люди, поймут ли мои стихи?».
Я сказала, что все будет хорошо. Ее знают, любят, гордятся ею и ждут предстоящей встречи. Что читать? Все, что она сама захочет. Я рассказала Анне Андреевне, как мы ценим ее талант, как следили в годы блокады за всеми ее публикациями в газетах и журналах.
И вот Ахматова — в темном жакете, в длинной темной юбке — выходит на сцену. Зал встречает ее аплодисментами.
Она много и охотно читала в тот вечер: лирику, стихи о Пушкине, о Ленинграде. Голос у нее был несколько глуховат. Она читала так, словно говорила с близкими друзьями. Молодые рабочие слушали ее, затаив дыхание, просили почитать еще и еще. Анна Андреевна устала, но была счастлива. Она сказала, что не помнит, когда выступала перед такой благодарной аудиторией.
Позднее, уже после того, как закончилась война, мне довелось еще несколько раз встретиться с Анной Андреевной в Доме писателя.

опубликовано – Нева 1, 1988, с 206
Комментарии (33)
0 2014-09-09 16:57

pierrot
Да, Ахматова - потрясающая личность, поэтесса, женщина...
0 2014-09-09 16:57

anastasi
Да, сейчас все меньше женщин, а уж про личностей и поэтесс вообще не услышишь.
0 2014-09-09 19:08

elena
Она не поэтесса, а ПОЭТ!
0 2014-09-09 19:29

egor
А есть разница?
0 2014-09-09 19:45

natasha
гендерный признак-долой! для этого небольшое сравнение :
поэт
Ангелы опальные,светлые,печальные,
Блески погребальные тающих свечей,
Грустные,безбольные,звоны колокольные,
Отзвуки невольные,отсветы лучей.
Взоры полусонные,нежные,влюблённые,
Дымкой окаймлённые тонкие черты-
То мои несмелые,то воздушно-белые,
Сладко онемелые лёгкие цветы.
Чувственно-неясные,девственно-прекрасные,
В страстности бесстрастные тайны и слова.
Шорох приближения,радость отражения,
Нежный грех внушения,дышащий едва.
Зыбкие и странные,вкрадчиво-туманные,
В смелости нежданные проблески огня-
То мечты,что встретятся с теми,кем отметятся,
И опять засветятся эхом для меня.

(К.Бальмонт

а вот и дама...достойный " перевёртыш"

Страшное,грубое,липкое,грязное,
Жёстко тупое,всегда безобразное,
Медленно рвущее,мелко нечестное,
Скользкое,стыдное,низкое,тесное,
Явно-довольное,тайно -блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко,болотно и тинно-застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское,хамское,гнойное,чёрное,
Изредка-серое,в сером-упорное,
Вечно лежащее,дьявольски-косное,
Глупое,сохлое,сонное,злостное,
Трупно-холодное,жалко ничтожное,
Непереносное,ложное,ложное...

(З.Гиппиус вывод сам напрашивается :WHO IS WHO?
0 2014-09-09 21:01

elena
Разница есть, и значительная! А вы сами разве не чувствуете? И это деление отнюдь не по половому признаку. Речь идет о силе и глубине ТАЛАНТА! Если РАННЮЮ Ахматову еще можно так назвать, то после "Реквиема" – язык не поворачивается! Только Поэт, и причем с большой буквы! А "поэтесса" – даже как-то пренебрежительно звучит. Не согласны?
0 2014-09-10 03:56

natasha
поэтессы -это Белла Ахмадулина и Вероника Тушнова...
0 2014-09-10 06:25

elena
О, к сожалению, их гораздо больше, особенно современных! Это и Римма Казакова, и Лариса Васильева, и Людмила Щипахина, и Людмила Татьяничева, и иже с ними... К этой же категории отнесла бы и отдельных особей мужского пола типа Эдуарда Асадова! Так что на этом фоне Белла Ахмадулина, может, и не худший вариант. "По улице моей..." – замечательное стихотворение!
"О, одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным..."
Но до планки, заданной Ахматовой и Цветаевой, не дотянет, наверное, уже НИКТО.
0 2014-09-10 07:10

natasha
бывают озарения...(я про Беллу...в "Достоянии республики" тоже хороша,но в целом-плющит :-(
0 2014-09-10 07:37

milena
Бэлла Ахмадулина в гораздо большей степени поэт, чем Щипахина или Васильева, да и покойная Римма Казакова (мир праху ее!. Не стоит сравнивать. Бэлла все-таки поэт, особенно, когда начинала. С Еленой Афанасьевой относительно Ахматовой (пост #7 абсолютно согласна. Кстати, Анна Андреевна очень не любила, когда ее жеманным словом "поэтесса" называли. Знаю не понаслышке.
0 2014-09-10 08:29

zhanna
Великая она - Анна!
И сердце сжимается раной
Восхищаясь ее пути!
0 2014-09-10 10:29

zhanna
Если только предположить что мне бы повезло ее увидеть! Мне кажется ее можно отнести к разряду "святых" (это ни в коем случае не богохульство, я - верующий человек она просто действитель достойна преклонения.

Без фанатизма
0 2014-09-10 10:33

zarina
Жанна Belo4ka Галеева
АБСОЛЮТНО СОЛИДАРНА!
0 2014-09-10 11:18

natalija
#9 Не понимаю, почему в этот ряд попал Эдуард Асадов... По-моему он превосходен... Хотя до Цветаевой или Ахматовой ему конечно далеко.
0 2014-09-10 14:05

marina
Ой, извините, не сдержусь!Фамилию Асадова в группе "Серебряный Век" и упоминать-то стыдно! Он не ПОЭТ!
0 2014-09-10 15:51

tatjana
Не соглашусь ни в коем случае с тем, что Эдуард Асадов не поэт! А о стыде...он сам способен пробудить его в очерствевших душах людских, подарить любовь, добро, искренность, показать нормальные человеческие взаимоотношения, мнимую и настоящую дружбу.
0 2014-09-10 15:59

tatjana
Нежные слова

То ли мы сердцами остываем,
То ль забита прозой голова,
Только мы всё реже вспоминаем
Светлые и нежные слова.

Словно в эру плазмы и нейтронов,
В гордый век космических высот
Нежные слова, как граммофоны,
Отжили и списаны в расход.

Только мы здесь, видимо, слукавили
Или что-то около того:
Вот слова же бранные оставили,
Сберегли ведь все до одного!

Впрочем, сколько человек не бегает
Средь житейских бурь и суеты,
Только сердце всё равно потребует
Рано или поздно красоты.

Не зазря ж оно ему даётся!
Как ты не толкай его во мглу,
А оно возьмёт и повернётся
Вновь, как компас, к ласке и теплу.

Говорят, любовь немногословна:
Пострадай, подумай, раскуси...
Это всё, по-моему, условно,
Мы же люди, мы не караси!

И не очень это справедливо -
Верить в молчаливую любовь.
Разве молчуны всегда правдивы?
Лгут ведь часто и без лишних слов!

Чувства могут при словах отсутствовать.
Может быть и всё наоборот.
Ну а если говорить и чувствовать?
Разве плохо говорить и чувствовать?
Разве сердце этого не ждёт?

Что для нас лимон без аромата?
Витамин, не более того.
Что такое небо без заката?
Что без песен птица? Ничего!

Пусть слова сверкают золотинками,
И не год, не два, а целый век!
Человек не может жить инстинктами,
Человек - на то и человек!

И уж коль действительно хотите,
Чтоб звенела счастьем голова,
Ничего-то в сердце не таите,
Говорите, люди, говорите
Самые хорошие слова!

Э. Асадов 1970г
0 2014-09-10 16:57

tatjana
Я не фанат Асадова,но думаю ,он достоин уважения.Тема правда не о нём.
0 2014-09-10 22:14

ekaterin
#6
То есть Вы считаете Зинаиду Гиппиус недостойной называться Поэтом? Интересно, за что же?
0 2014-09-10 23:44

natasha
Катя - внимательно читайте я как раз и говорила о том,что поэт может написать так, что скорее - стилистически - его произведение можно принять за "дамское"...и наоборот.
0 2014-09-11 04:22

ekaterin
Ах, вот вы о чем... Извините, не поняла сразу: но Зинаида Николаевна и позиционировала себя в творчестве скорее как мужчина, нежели как женщина. Крайне неординарным человеком она была...
0 2014-09-11 05:29

aleksand
И Цветаева, и Ахматова, и Гиппиус, и Парнок, и Аделаида Герцык, и мать Мария –поэты. Разница есть, и дело не только в гендерных признаках, но и в самой философской сути трансгрессии и андрогинности, которые играли важную роль в период модернизма. А поэтессой, наверное, можно назвать Ирину Одоевцеву, которая сознательно себя изображала именно как поэтессу "с красным бантом".
0 2014-09-11 10:23

marina
#18. Приведенное стихотворение - лучшая иллюстрация к моему мнению. А уважения достоин каждый, не совершивший противоправного поступка! Но при чем тут поэзия?
0 2014-09-11 14:30

denis
да женщина она была потрясающая, а насчёт поэтэссы не сказала бы хоть её многие (почти все и любят но у неё стихи сплошная вода мало кто в этом разбирается(((
0 2014-09-11 17:30

raya
Кстати говоря, Анна Ахматова очень оскорблялась, когда ее называли поэтессой.
0 2014-09-11 19:43

marina
Хочется заступится за Асадова. Для меня он - ПОЭТ, только совсем другой. Его талант не такой, как у Ахматовой, Цветаевой, Блока, Маяковского.. может, не так хороша его форма...зато его стихи понятные, проникновенные, горячие.
0 2014-09-11 22:25

marina
С каких это пор "понятность" стала пропуском к званию "ПОЭТ"? Тогда давайте откажем символистам в этом высоком звании. О вкусах не спорят, поэтому высказываю своё мнение: Асадов примитивен.
0 2014-09-11 23:40

svetlana
Соглашусь, Асадов примитивен. Но, читая его, я совершенно искренне плакала ( не потому что примитивно, потому что до слёз трогательно . Больше люблю Пастернака, но его читаю без слёз. Присоединяюсь к мнению Марины Шарафутдиновой, пост №27.
0 2014-09-11 23:46

egor
А каково ваше мнение относительно творчества М. Волошина???
0 2014-09-12 02:43

marina
#28 Да, Пастернака я читаю без слёз, но сердце выскакивает.
Волошин прекрасен.
0 2014-09-12 07:05

ekaterin
ПРЕКЛОНЯЮСЬ перед великим талантом С.А.Есенина!Его стихи не могу читать без слез восхищения, каждый раз как первый!
0 2014-09-12 08:29

anna
Катя, я тоже, очень
0 2014-09-12 16:37

luba
Преклоняюсь.
Ахматова*
Добавить комментарий