...про Фета, Блока, Цветаеву,( почти про всех- за исключением, может быть,Мандельштама можно сказать,что их творчество разбавлено немалым количеством слабых стихов, несущих на себе хорошо нам знакомую размытую, лилово-аметистовую печать эпохальной символистской вялости, бледности, анемии...
это -Кушнер-"Среди людей,которые не слышат"(.полностью согласна
Но от раннего творчества Цветаевой веет как раз-таки не старшими символистами, так называемыми русскими декадентами, на мой взгляд. Т.е. это не Бальмонт и не Сологуб.
Иные.
Знаете, в том то и дело, что не могу вам сказать кто именно. По-маленьку ото всех. Чуть от Гиппиус, чуть от Брюсова (чуть-чуть...
Но Гиппиус была декаденткой конечно, как и ранний Брюсов.
Я не могу скорее объяснить, но по ощущениям ей ближе символизм в раннем, без имен, чем декаданс с именами.
по моему, говорить, что Цветаева похожа на Гиппиус, все равно, что утверждать, что Пушкин похож на Фета, да, тоже стихи, и разумеется, упаднические настроения в ее(Цветаевой произведениях встречаются, как впрочем и в лирике любого поэта, это видите ли самая благодатная тема для творчества, особенно, если творитель молод.
Боюс, я не совсем поняла, что вы имеете ввиду под "ранней" Цветаевой. Если еёсовсБоюсь, я не совсем поняла, что вы имеете ввиду под "раней" Цветаевой. Если её совсем полудетские полушкольные стихи, то вынуждена с вами ну совсем не соглситься.
читала дневники Гиппиус- совсем разные люд/личности/характеры- следовательно и творчество...
И тем не менее, откуда у 18-летней Марины, в её ранних – детских стихах, столько трагического мироощущения – ведь, много её стихотворений посвящены теме детской смерти и самоубийству…
Не думаю, что это можно объяснить какими-то личностными характеристиками из жизни Цветаевой, хотя, конечно, многое способствовало, но не сподвигло.
а откуда то же самое у 40-летней Марины, Вы не задумывались? это ее мироощущение, почитайте дневники. Вот откуда в ранних стихах... Наверное можно говорить о чьем-то влиянии. но говорить о подражании декадантству скорее, Мария Башкирцева...
" мотивы некоторых её стихотворений навеяны в подражание декаденству"
Марина Цветаева и подражание - это само по себе странное словосочетание. Безусловно, она любила Блока, любила Белого, но походить на них не стремилась. Наивные, но глубокие стихи, обращенные к подругам-гимназисткам, к маме, к сестре - это ли Декаданс? А трагическое мироощущение..Отнюдь не из-за чтения символистов...
Вы все забываете. сколько в Цветаевой не от современного символизма только (она всегда отрекалась от школ и влияний, но от немецкого романтизма 1830-х гг.она сам это признавала! Она, по сути своего характера и творчества, романтик. А романтизм не только как литературное направление, но и как мироощущение - это черта, свойственная и символизму. Что питало русский символизм? Французы (Верлен, Рембо, Бодлер, Малларме и др., античность, немецкие романтики. А романтизм всегда трагичен по сути. Герой - и Толпа. И герой гибнет. Античная трагедия. Рок. Смерть - вот что привлекало Марину Ивановну. Все - безмерно, все - глобально, все на разрыв аорты, все- до конца. Она и как человек "притягивала" к себе несчастья. Вспомните всю ее жизнь: не случись одной трагедии, непременно случилась бы другая. Она была "запрограммирована" на трагедию. И в этом находила упоение. Вспомните Пушкинское "гибель на краю". Но, конечно. говоря о Цветаевой. нельзя не учитывать историко-литературный контекст эпохи начала XX века. С его ожиданием мировой катастрофы. с его тягой к мистическому, к инфернальному, с его кризисом позитивизма как научного метода познания, с его Вагнеровским Духом музыки, с его Дионисийством и Аполлонизмом и т.д. Поэта, любого творца воспринимать надо непременно в контексте и в дискурсивном поле, тогда многое становится объяснимым. Так что не придется задавать вопросы - похожа? непохожа? Очень непохожа ни на кого, и одновременно похожа на свой век. Но главное в ней. что она не только этот век перечувствовала. но и перешагнула его, почему столь немногие ее при жизни понимали. Ее трагедия - трагедия непонимания...
Милена Рождественская
Спасибо Вам за столько полный и глубокий ответ!
Юная Цветаева, "жившая" книгами и в книгах, осталась таковой в душе до последнего, до Елабуги. "Отдать жизнь за правду" - свою собственную, отрицание жестокого и "неправильного мира", одновременная набожность и греховность - всё это приводит к неминуемой трагедии личности. И эта личность, как Вы правильно упомянули, хотела именно взаимопонимания, помните её знаменитые строки "Я обращаюсь с ТРЕБОВАНЬЕМ веры и с ПРОСЬБОЙ о любви...". Цветаева была уникальным поэтом, желающим банального, человеческого счастья...
Но при этом, т.е. при желании банального человеческого счастья, она его отвергала, когда оно было возможно. Все сразу - или ничего. Но так нельзя жить! - говорили ей. Только так - отвечала она. Мне посчастливилось, я слушала рассказы о ней, ее знавших в эмиграции, рассказы Анастасии Ивановны. Думаю, что если бы даже она пережила войну и эвакуацию, то все равно погибла бы, до старости, как А.И. не дожила с этой "безмерностью в мире мер". А приехав в Москву, она конечно, не сразу поняла, что делается вокруг, и во что "вмешался" несчастный Сергей Эфрон. Я помню об этом рассказы Арсения Ал-ча Тарковского. Ростан, Орленок, Тезей - и страшная действительность Москвы конца тридцатых. Да даже уехав не в Россию, а, допустим, в Америку, ей было не жить.
"Но так нельзя жить! - говорили ей."
Сколько жизни было в Цветаевой, но она не УМЕЛА жить...Не могла позволить себе опуститься на "уровень жизни"- бытовой, обывательской, пошлой...Витающим в облаках больнее падать. А эти строки "Мой огонь никому не нужен - на нём каши не сваришь". Никто не хотел принимать её образ жизни, все бежали от него:Родзевич, Тарковский...много, много других
Меня мучает один вопрос... Я недавно перечитал биографию Марины Цветаевой, написанную Викторией Швейцер.. Там упоминается, что она практически полностью перестала писать по приезду в советскую Россию. Я не понимаю - почему? Что ей мешало писать? Она могла не печататься, могла прятать стихи, могла даже сжечь сразу после написания! Но - нет, не писала, в чем признавалась в письме, если не ошибаюсь, Тесковой... Чем обусловлен этот сознательный "голод"?
Приведу слова самой Цветаевой, которые и послужат ответом на вопрос : "Я всю жизнь писала от избытка чувств. Сейчас у меня избыток каких чувств? Обиды. Горечи. Одиночества. Страха. В какую тетрадь - писать такие?".
Да, романтическое мироощущение, сформированное в основном немецкими романтиками, и даже отклики на идеологию Ромнтизма у Цветаевой несомненно есть.. и, наверное, можно даже сказать, что это доминирующее начало в ее творчестве. Но, если говорить об эстетическом развитии Цветаевой, то я полностью согласна со всеми, кто говорил о том, что она брала у всех понемногу. Цветаева– искусный стилизатор, которая училась на самом деле у многих... в таланте к стилизации она превзошла даже Евреинова, как мне кажется. Конечно же, и от Гиппиус она брала некоторые приемы, черты поведения итп. Сравните их очерки о Брюсове: и та, и другая подчеркивают, что важно иметь живые образы, живые лица итп. Несмотря на многие различия, есть переклички. Они очень сходятся, кстати, в том, что и та, и другая воплотили в своем творчестве идеи Анри Бергсона. Только Гиппиус лично знала Бергсона, а Цветаева его идеи восприняла через Волошина. А, если говорить о декадентских чертах, то Эллис очень важная фигура, особенно и потому, что он открыл во многом для Цветаевой и мир теосфии, и мир Бодлера. Книга "Цветы зла" была для Цветаевой очень важным источником. Не случайно, в самом конце жизни она перевела стихотворение Бодлера "Плаванье". Кстати, в переводе есть моменты "отсебятины": у Бодлера речь идет в одной строфе, где говорится о тиране, о путешествии в Китай, а у Цветаевой о путешествии в Перу. Это явно аллюзия на стихотворение Маяковского 1911 г. "Гимн судьям", в котором речь идет о цензорах и о тиранах... В 1940 году Цветаева вспомнила Бодлера, чтобы сопоставить политические контексты: бодлеровское стихотворение "Плавание" было написано в период зажима свободы слова во и усиления цензуры во Франции. Ну, а Бодлер и декаденты – громадная тема.
По поводу замечания Милены Рождественской, о том, что выжила бы Цветаева или нет хотелось бы добавить такой ответ на этот вопрос: мне думается, что надо перечитать ее письма к Тесковой. там явно есть еще надежда попасть в Прагу, а не в Москву. Увы, у Цветаевой не было выбора, о делах Эфрона она знала и раньше, и жила ведь в последнее время она уже на деньги советского посольства, которые ей позволили и шубу сшить, и поставить памятник на могиле родителей Эфрона в Париже. Мне думается, что когда все письма к Тесковой будут напечатаны, можно будет говорить с большей убедительностью о многом. Думаю, что в трагическом конце Цветаевой виноват уже не романтический настрой, а трагические события... А то, что Цветаева понимала суть поведения некоторых евразийцев, видно хорошо на примере стихотворения 1935 года, кажется, "Двум станам не боец, а только гость случайный...". Кстати, первый номер журнал Версты 1925 года открывался стихотворением Цветаевой, написанной на смерть Есенина.
Спасибо за исчерпывающую информацию! А, говоря о надежде "попасть в Прагу, а не в Москву". Не в Прагу ли Родзевича хотела попасть Цветаева? Как это часто бывало в её жизни, она мечтала не о реальном месте/человеке, а о том, что ушло, но сохранилось в её памяти, воображении
Том, Вам обязательно чужно прочитать дневник/записные книжки Цветаевой последних лет. Во–первых, время было депрессивное, и стихи писать в таких условиях было тяжело даже такому поэту, как Цветаева... а во–вторых, были и причины творческого плана. Цветаева писала, переводила в жто время, но не так много, как раньше. Она писала в дневнике: "Я свое написала.Могла бы еще — но не хочу". Я думаю, что в этот период у нее был помимо всего прочего своего рода творческий кризис, она явно искала новых путей... то, что она к этому времени стала и великолепным прозаиком, не могло не отразит0ся на ее поисках нового Я, новой эстетики... для Цветаевой этика очень много значала, и я думаю, что она не могла писать красиво о страданиях, о том ужасе и той фальши, которую она видела вокруг... перечитайте ее последнее стихотворение Тарковскому, ее вопрос–овбинение можно прочитать как послание адресованное всем братьям по перу, которые ее выталкивали из жизни в те годы...
Цветаева никогда никому не подражала, никакому течению в том числе, даже в самых ранних стихотворениях. Исключение - несколько первых стихотворений о детстве: они написаны под влиянием Пушкина.
Анна, можно провести, при особом желании.
Вот Сологуба, например, называют символистом, но всю свою жизнь он был декадентом, и его творчество относится к декадансу. А Блок например, чистой воды символист.
Я записала два этих понятия, ибо между Сологубом и Блоком - есть разница. Нельзя обоих под одну гребенку.
А если не рассматривать на примере каких-то отдельных писателей?
Ведь символизм и декаданс очень тесно связаны и по упадническому настроению в стихотворениях, и по наличию символов естественно и т.д.
Я согласна с Анной. Мне кажется, что граница зыбкая, хотя, наверное, можно сказать, что декаданс был мироощущением, которым заразились в основном старшие символисты, а младшие символисты жили немного в двух измерениях: на стыке старого и нового... Владимир Альфонсов, мой бывший преподаватель, на лекциях о модернизме разграничивал эти понятия так: он говорил, что символизм был течением, а декаданс мироощущением определенного периода... я не совсем уверена, что такое определение помогает понять эстетические и стилистические тенденции, но какая–то доля здравого смысла в этом есть.... хороший вопрос, о нем можно долго спорить. Буду следить за дискуссией!
"В наиболее отчётливом виде мотивы ДЕКАДАНСА впервые проявились в поэзии французского СИМВОЛИЗМА — в творчестве т. н. «проклятых поэтов» (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме."
Хотя вот,что я нашла в одном источнике :"...Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.
«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм. И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме." Действительно эти понятия и можно разграничивать, но тем не менее считаю, что они тесно связаны между собой...хотя чем больше думаю на эту тему, тем больше у меня возникает сомнений.
Но,по-моему, если рассматривать декаданс и символизм только как литературные течения, то и действительно "граница зыбкая", даже очень.
Ольга, я с Вами согласна. В целом Цветаева не была декаденткой, но иногда налет декаденства находил отражение в ее стихах, как мне кажется.
Вот, к примеру, ее раннее стихотворение внизу (из книги "Вечерний альбом", 1907–1910. Что Вы думаете по поводу него?
М. Цветаева
ДОРТУАР ВЕСНОЙ
Анне Ланиной
О весенние сны в дортуаре,
О блужданье в раздумье средь спящих.
Звук шагов, как нарочно, скрипящих,
И тоска, и мечты о пожаре.
Неспокойны уснувшие лица,
Газ заботливо кем-то убавлен,
Воздух прян и как будто отравлен,
Дортуар - как большая теплица.
Тихи вздохи. На призрачном свете
Все бледны. От тоски ль ожиданья,
Оттого ль, что солгали гаданья,
Но тревожны уснувшие дети.
Косы длинны, а руки так тонки!
Бред внезапный: "От вражеских пушек
Войско турок..." Недвижны иконки,
Что склонились над снегом подушек.
Кто-то плачет во сне, не упрямо...
Так слабы эти детские всхлипы!
Снятся девочке старые липы
И умершая, бледная мама.
Расцветает в душе небылица.
Кто там бродит? Неспящая поздно?
Иль цветок, воскресающий грозно,
Что сгубила весною теплица?
Дортуар весной. В этом стихотворении прослеживается тоска, печаль и тому подобное, но это чувство мгновенно, а в стихотворениях поэтов-декадентов упадническое настроение всепоглощающе, длинною в жизнь и нет никаких надежд на возрождение. Это стихотворение говорит о жизни, мы видим историю человека, чего никогда не обнаружишь у декадентов, они бегут от реальности, т.к. не принимают эту жизнь, им присущ индивидуализм, поэтому практически никогда не встретишь в их стихотворениях каких-либо персонажей, все обращено к своему эго, к своему собственному миру.
Да. Получается, что декадентство связано с психической травмой. У Цветаевой как бы отлик от головы... спасибо, Анна, за все комментарии. Буду думать дальше.
Ну, это то, что показано с точки зрения дистанции. У Цветаевой умерла мать, когда она была в подростковом возрасте... В этом стихотворении она пишет на тему, которая не могла ее не волновать. Но ведь она пишет так, как будто это то, что продумано, а не прочувствовано. Мне кажется, что здесь явно прием остранения (по Шкловскому...
#45 Извините, но как же декаденство может быть связано с психической травмой, когда декаданс-это целое мировоззрение, философия, если можно так сказать.Да, из стихотворения можно увидеть, что в жизни героини случилась какая-то беда (а именно смерть матери, но декаданс здесь вовсе не причем
Анна, я не имела ввиду отдельный случай. Мировоззрение на пустом месте не создается. Но такая точка зрения имеет место быть. В последние 5–10 лет стало появляться много интересной литературы, связанной с коллективной травмой в период 1880–1917 гг. Много интересных работ появилось именно в связи с вопросом о том, как повлияли русско–японская война и первая русская революция на психику населения (читателей газет!. Я только что прочитала интереснейшую диссертацию из университета в Беркли о кризисе и развитии психиатрии в России в 1880–1910 гг. Была недавно статья в американском журнале об истории Марка Стенбека –о кризисе в российских городах в 1900–10 е годы. Так что я все же связываю эти два явления: то есть момент коллективной травмы и определенные тенденции в интеллектуальной и эстетической сфере. Конечно, любое стихотворение можно читать и как отдельное произведение, т.е само по себе, и как часть более общего процесса. Мне просто иногда интересно смотреть на общие тенденции. А по поводу цветаевского стихотворения я все же думаю, что его язык и образность, и общая тональность — это дань моде в какой–то мере. Может быть, это не было сознательным жестом, а просто было навеяно тем, что Цветаева тогда читала. Это только мои догадки и предположения, не хочу никому их навязывать.
# 55 " Анна, я не имела ввиду отдельный случай" А, ну тогда извините, я вас не так поняла, т.к. речь шла именно об этом стихотворении.
Ну это естественно, что история влияла на литературу и искусство.
Моим стихам как драгоценным винам настанет свой черед...Цветаева актуальна как никогда, это моя самая любимая поэтесса. "Мне нравиться, что вы больны не мной" , "Я с вызовом ношу его кольцо" , "Мой милый, что тебе я сделала?" это стих Женщины любящей, страдающей, хотя впрочем не приспособленной к реалиям жизни. Это декаданс. Вспоминая Цветаеву на ум приходит песня Бутусова "Одинокая птица". Только безумец или сильный человек мог полюбить такую женщину....
Марину Цветаеву вывел "в свет" (если можно так сказать поэт-декадент В.Брюсов (таковым он был на момент знакомства с Цветаевой. Не удивительно, что она ему немного подражала. Возьмите ранние стихи Брюсова и сравните с Цветаевскими - очень похожи (и это мягко сказанно.