Я с правой рукой вообще не дружу - абсолютно все делаю левой. Играю в большой теннис,когда пишу-все смазываю(поетому на ручках экономить не получаеться пытаюсь научиться на гитаре играть- пока только пробывала на правосторонней(неудобно, мышка на компьютере тоже правостороняя , машину водить , особенно на механике сложновато... Вообщем неудобства есть, но за уникальность надо платить.
У меня леворукий сын. Единственная сложность была в начале учёбы. Мы научили его читать и писать до школы. Начинал всё делать справа налево. А в первом классе бились над наклоном вправо
В музыкалку отдали учить на фортепиано с расчётом, что разовьёт и правую руку На гитаре струны перетянуты наоборот
Приведу кое какую любопытную информацию которую даёт Марина АРОМШТАМ: http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200301601
Проблемы левшества и леворукости (оказывается, это не одно и то же! интересуют науку (психологию, нейропсихологию, физиологию в течение уже почти ста лет. И непонятного здесь гораздо больше, чем понятного.
Левшество связано с асимметрией парных органов человека.
Благодаря принципу биологической надежности человек наделен многими органами, дублирующими самих себя. У него пара легких, пара почек, пара глаз, пара рук, пара ног и т.д. Если один из парных органов отказывает, другой может частично принимать на себя его функции. Но полное дублирование природа, видимо, сочла роскошью. Как показывают наблюдения и эксперименты, парные органы у людей развиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим. Преобладание левой части над правой и называется левшеством.
Левшество может быть сенсорным, касающимся органов восприятия. А может быть моторным. Тогда оно касается преобладания левой ноги или руки. Причем возможны самые различные сочетания сенсорного и моторного левшества: у человека может доминировать правый глаз и правое ухо, но быть толчковой левая нога.
Леворукость является частным случаем моторного левшества. Частным, но вырастающим в огромную проблему.
Для 85% населения земли правая рука является главной и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой.
Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, — чтобы понять, как встречает мир леворуких людей.
Педагоги старого поколения и родители прошлых десятилетий, приучая всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались вполне понятными практическими соображениями: быть леворуким неудобно. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижала адаптивные возможности ребенка.
Но оказалось, что проблему леворукости нельзя решить механическим способом. Приучить левшу пользоваться правой рукой можно: это доказано на практике. Так и медведя можно заставить кататься на велосипеде! Только это ему, медведю, с точки зрения его биологических функций и природного назначения ничего не прибавляет. А ребенку может сильно навредить. По мнению ученых, переучивание леворукого ребенка «на правую руку» может затормозить его развитие и привести к неврозу.
Объясняется это тем, что рука и ее развитие связаны с одним из больших полушарий мозга. Одно полушарие отвечает за работу правой руки, другое полушарие — за работу левой руки. «Ответственность» полушарий распределяется по зеркальному принципу. Правое отвечает за левое, и наоборот. Возможности правой руки определяются левым полушарием.
У подавляющего числа людей левое полушарие является доминирующим. Именно в нем находятся главные центры речи — зона Брока и зона Вернике. Развитие правой руки взаимосвязано с развитием речевых центров. Особенно чувствительна эта связь в раннем возрасте, в период становления речи.
У части леворуких детей картина оказывается перевернутой: речевые центры у них перенесены в правое полушарие. (И оно, соответственно, будет доминирующим. Согласно зеркальному принципу, доминантное правое полушарие будет стимулировать доминантное развитие левой руки. В результате левая рука оказывается ведущей. Если препятствовать ее использованию в этом качестве, это может самым неблагоприятным образом отразиться на развитии речи и на общем развитии ребенка.
Ситуация с передачей функций доминирования правому полушарию рождает массу вопросов. Перенос центров речи в правое полушарие вовсе не означает, что полушария автоматически меняются своими функциями. Правое полушарие отвечает за целостное восприятие, за образное и пространственное мышление. Эти функции за ним сохраняются. Но оно еще и нагружается «ответственностью» за речь. Может, это действительно ценное сочетание, благоприятствующее развитию способностей у детей. Однако это только предположение, не имеющее под собой научного обоснования. И пока нет серьезных оснований считать, что любой леворукий ребенок — потенциальный гений.
Кроме того, не у всех леворуких детей правое полушарие является речевым, а только у 25—50% от общего числа левшей.
Помимо генетической, существует еще и компенсаторная леворукость, возникающая в результате патологии беременности или родовой травмы, когда (вот он — принцип биологической надежности! ответственность за развитие руки вынуждено брать на себя «чужое» полушарие. В этом случае у ребенка могут возникнуть сложности при обучении самым различным моторным навыкам. Главным образом, при обучении письму. И здесь очень важно, чтобы он учился писать именно левой рукой: становление навыка будет менее болезненным и более быстрым.
Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи советуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифицированно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям — для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.
ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЕВШИ
Александр Македонский
Гай Юлий Цезарь
Микеланджело Буонарроти
Леонардо да Винчи
Жанна д,Арк
Наполеон
Владимир Даль
Иван Павлов
Чарлз Спенсер Чаплин
Брюс Уиллис
Пол Маккартни
Джордж Буш (старший
Билл Клинтон
Источники:
В.В. Иванов. «Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем»;
«Педагогический энциклопедический словарь» под ред. Б.М. Бим-Бада.
Я думаю, что многие родители, столкнувшись с леворукостью детей (как то я больше привыкла к этому слову и будучи сами праворукими, пытаются найти информацию по этому поводу и не препятствуют природе.
Собственно у нас проблем не было. Простейшими способами мы определили леворукость сына. И поскольку ребёнок настойчиво перекладвал ложку в левую ручку, мы убедились, что по другому он не может. Были некоторые трения в садике, когда воспитатели понастойчивее перекладывали ему ложку в правую руку, не смотря на мои предупреждения. Сын честно выходил в садик в младшую и среднюю группу, потом никакими уговорами мы его туда заманить не могли. Сидел дома один
Интересно, что леворукий ребёнок видит всё совсем не так. Когда я впервые дала скрипку (согласитесь, инструмент для праворуких дочерив раннем возрасте, она взяла её как положено. Сын же взял наоборот - скрипку правой, смычок левой. и это очередной раз убедило нас в леворукости.
Я тоже читала, что обучение письму, вчастности, да и чтению у леворуких происходит медленнее. Поэтому мы и научили сына этому до школы. Если в классе 20 человек, какая же учительница будет спокой но относиться к умному, но заторможенному мальчику. А так с чтением, да и письмом- никаких проблем не было (вот только с наклоном
Кстати, из музыкантов, кажется, леворуким был Пол Маккартни. Поэтому и сынище струнки перетянул - понтит А ещё некоторое удобство - все музыканты знают, как жалко давать другому (ни пойми кому свой инструмент. А так у него в лагере попросят гитару поиграть, а он так честно-честно отвечает - "так у меня на левую руку" - уважуха - не отказал, но и не взяли
Всю жизнь считала себя левшой, но после прочтения сообщений о сто процентных левшах что-то засомневалась! :- Я левой рукой только пишу и ем, а все остальное делаю правой. Я что - не правильная левша???
И вообще, по-моему, проблема леворукости очень сильно надумана.
Да, этот мир создан для правшей, но каких-либо проблем с адаптацией не возникало никогда: ни с управлением компьютером, ни с вождением машины, а по скорости письма и чтения - вообще правшей всегда обгоняла...
Мне с родителями откровенно повезло они не стали меня переучивать, за что я им очень благодарна. Да и в детсаде нашлись нормальные люди, которые не стали брать на себя "подвиг" переучивания.
Никаких трудностей в повседневной жизни я не встречаю, единственный предмет, с которым я не дружу - "открывашка" для консервов. Приходится брать её в правую руку..в принципе, с ней тоже уже нет особых проблем..привыкла.. Компьютерную мышь держу правой рукой с первого класса. Преподаватель не раз предлагала мне передвинуть мышь в левую сторону, но как выяснилось так ещё неудобнее так что теперь я с этой мышкой спокойно справляюсь и даже научилась с ёё помощью рисовать в контакте на стенах
#12
"И вообще, по-моему, проблема леворукости очень сильно надумана."
Проблема возникает, когда кто-то из учителей начинает требовать от ребёнка-левши правого поведения. Но сейчас таких учителей стало гораздо меньше (а может и вообще нет.
Из жизненных неудобств. Как то сын мне сказал "А ты только представь, мама, как мне правой рукой неудобно кофе из кофейни наливать" О как... А мне это и в голову не приходило, я то это делаю автоматически
Мало информации для выводов. Но такие вещи мало связаны... Если только кто-то любя ребёнка не "строил" его дома или в детском саду по поводу леворукости. В этом случае заикание может являться реакцией детской психики на внешнее негативное раздражение...
Я посмотрела видео про левшество Огромное спасибо Всем советую.
Кстати, у себя нашла некоторые признаки - всегда прикладываю телефон к левому уху, даже если держу его правой рукой Подмигиваю правым глазом, а целюсь левым Нитку в иголку вставляю левой руокй Петли на спицу набираю левой и не представляю, как это можно сделать иначе
Хороших исследований по проблеме очень мало. Материалы для обучения левшей грамоте и письму ( прописи, методички в большинстве случаев написаны дилетантами, особых восторгов не вызвают.
Сын левша. Сейчас ему 16. Долгое время в начальной школе сохранялся эффект "отзеркаливания". Никто помочь не мог, справились по наитию, сами.
Сейчас проблем нет, появилось столько плюсов Левши- талантливы, неординарны. Главное не убить это в них!
А вот ещё некоторые данные по леворуким.
**************************************
Как формируется леворукость? Ученые до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос.
В ХХ веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения – более точными.
Еще популярнее была так называемая теория «щита и меча». Как известно, воины во время сражений закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остается непонятным, почему большинство женщин - праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.
Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой «вынужденной» леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве.
Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже «невынужденной» леворукости. Нетрудно представить себе ситуацию, когда воспитательница просит малышей: «Дети, возьмите ложку (ручку, карандаш в правую руку». Вряд ли кто-то из детишек настоит на своем праве пользоваться левой рукой. Ведь ребенок, как правило, подражает взрослым или сверстникам. Так происходит «ненасильственное» переучивание.
Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, ученые признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становится леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% - если один из родителей леворук, и 6,3% - если в семье не было леворукого.
Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.
Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.
У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют их при переучивании. Во сне такие малыши часто переживают дневные неприятности в преувеличенном виде. Утром они встают вялыми, не отдохнувшими, капризными. Состояние страха усугубляется замечаниями взрослых или насмешками со стороны сверстников над леворукостью. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть.
Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к этому «недостатку». Когда родители при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а взрослые расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы. Выходит, что старания взрослых облегчить жизнь своему чаду могут попросту исковеркать ее. Бывает у переученных леворуких и невротическое заикание, и невротическое недержание мочи (энурез и тики - назязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом. Подобные проявления редко вызывают беспокойство взрослых, чаще всего их принимают за кривляние, дурачество. Насмешки и передразнивания сверстников, раздражение воспитателя, замечания родителей делают свое дело. Нарушения закрепляются. Ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Как правило, тики не связаны непосредственно с выполнением каких-либо заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает. Кроме того, у детишек могут проявиться истерические неврозы. Перед уходом в детский сад или накануне какого-нибудь важного, волнующего события у малыша может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: ребенок с громким плачем падает навзничь, беспорядочно колотя по полу руками и ногами. Для крохи это безвыходная ситуация. Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым.
В нашей семье, похоже, леворукость передаётся по женской линии. Маму в детстве переучивал отец весьма жесткими методами. переучил. Но и сейчас она все предметы(ложку, ножницы и т.д. берёт левой рукой. Пишет правой. Меня также в первом классе переучили. Но вышиваю левой. В принципе, никакого дискомфорта не ощутила.
А ещё у меня есть Друг леворукий. Так он рассказывал о школе так - "Какая то дура переучила меня писать на правую руку. После этого я в школе был двоечником". Сейчас он имеет несколько высших образований, работает на престижной должности в крупной компании. Умнейший человек. Я очень его уважаю
А могут ли быть,уже существующие,неврозы,расторможенность,двиготельное беспокойство у левши,которого не переучивали, из-за "зеркального"эффекта.Мой сын в д/с рисовал всё вверх ногами-переучили,в школе ему хотелось писать справа налево и с правой стр.,да ещё снизу вверх.И что теперь делать? Левши-талантливы.Это факт!
Ирина, я думаю,ничего не делать. Набраться терпения и спокойно и ласково уговаривать, что надо по другому В 15 лет уже не возникает вопроса, как надо вести себя - по леворукому или по праворукому
Ирина,спасибо за ответ.Но вопрос был в том,что :-"Могут ли быть неврозы из-за "зеркального" эффекта?"Это,наверно,всё равно что правшам писать справа налево...
Ирине Романовой.
"существующие,неврозы,расторможенность,двигательное беспокойство" этому может быть разное объяснение: особенности нервной системы, например, трудности адаптации к школе и т.д.
А главное .... читайте выше все, что писалось о левше... капризы, плаксивость, повышенная эмоциональность - от этого никуда ребенку-левше не деться. За это отвечает работа головного мозга ( в частности то полушарие, которое является для них ведущим, если можно так выразиться.
Не расстраивайтесь, по мере взросления ребенок научится саморегуляции. Будьте рядом и просто любите его даже плаксой и капризой!
Наталья,спасибо за совет.Я где-то читала,что есть спец.магазин для левшей.Там продают предметы:ножницы,тетради и т.д.специально для леворуких.Но где его искать и как?!
Ирина, мой сын тоже левша и поэтому мы покупали для него в спец. магазине авторучки , но как потом выяснилось, он разницы между обычными и специальными не заметил. А в детском саду у нас есть ножницы для левшей, которыми возможно и удобней вырезать ,но дети-левши тоже берут обычные ножницы.Кстати , спец. ножницы для левшей совсем непригодны для правшей, а вот обычными могут пользоваться все.
У меня мой второй ребёнок левша, при чём в кого он такой родился, я не знаю, генетика достаточно сильная вещь и может проявится через многие поколения. Но, чтобы узнать его как человека и особенности его поведения пошла учиться в академию в аспирантуру и разрабатываю тему диссертации о леворуких детях и амбидекстрах. Очень мало литературы, мало исследований в этой области, наверно, потому, что эти исследования мало кому принесут много денег. Но мне интересно, поэтому данную отрасль буду исследовать дальше
Сам левша и мне это не чуть не мешает, просто так получилось я только пишу левой а в остальном приспособился работать правой (молоток держу правой, на гитаре для праворуких играю и нет никаких проблем =
Леворукие дети - в первую очередь дети! Как и другим детям, им свойственны капризы, неврозы, нежелание учиться и т.д. Им все равно жить в праворуком мире, поэтому создавать им - дошкольникам и моадшим школьникам - специальные условия, наверное, неправильно. Я сама дефектолог, старший сын - левша, но чем меньше мы обращаем на это внимания - тем ему самому проще. Левшество - это просто особенность, как и музыкальность, хорошая память или моторная неловкость. Само по себе левшество (если оно не связано с патологией - вообще ни о чем. А ножницы для лвешей - больше коммерческий ход, чем жизненная необходимость...