Ирина Одоевцева "На берегах Невы"

автор
sonja
Опубликовано: 2014-09-06
Блог: Из жизни
0
Ирина Одоевцева Я сейчас читаю эту потрясающую книгу. Кто что думает, вы же наверняка читали? Это самые живые из воспоминаний, которые я пока видела...Это Серебряный век - такой, какой он действительно был. Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Кузьмин, Белый... И все-все...
Комментарии (70)
0 2014-09-06 16:52

anna
Это вдохновляет меня на скорейшее прочтение "На берегах Сены"...=
жаль в нашем доме книги я не успела купить и "На берегах Невы"..
0 2014-09-06 16:52

sonja
Они сейчас везде появились, в Буквоедах, в Букве....
"На берегах Сены" - думаю, не менее интересная вещь..
0 2014-09-06 22:07

veronika
Читала и то и другое. Одоевцева мало пишет о себе, но какая она замечательная, жизнерадостная и светлая... И сумела написать о людях, которых любила, так, что мы их видим, читая, как живых.
0 2014-09-07 00:09

aleksand
Читала Одоевцеву в 9 классе, с тех пор три раза перечитывала. Действительно очень живая книга.
0 2014-09-07 02:44

sasha
Мне очень понравились обе части воспоминаний Одоевцевой.
А как насчёт знаменитых "Петербургских зим" её супруга?
0 2014-09-07 04:49

varvara
Петербургские зимы ни в какое сравнение не идут с замечательными книгами воспоминаний Одоевцевой, искренними, доброжелательными к героям... По мнению большинства литературоведов, книга Иванова - сборник сплетен, увы...
0 2014-09-07 05:38

sonja
не читала "Петербургские зимы", после таких слов и не хочется.... а чем они знамениты, не расскажете?
0 2014-09-07 05:51

anastasi
Потрясающие книги, очень добрые, светлые и настоящие! После них очень хочется писать:
0 2014-09-07 06:03

olga
Надежда Яковлевна Мандельштам очень плевалась в сторону Одоевцевой, говоря, что девчонка фантазировала без удержу. Лично зная А. Белого, Н.Я. считает, что немыслимо представить себе ситуацию, при которой этот человек стал бы рассказывать первому встречному на лавочке о своих взаимоотношениях с возлюбленной. Т. е. Одоевцева флеру подпустила-таки.
0 2014-09-07 09:09

anna
не знаю, не хочется так думать... Потрясающая книжка.. Конечно, наверняка, не без элементов вымысла, всё-таки художественное ж произведение, но она и сама в предисловии об этом говорит!!
0 2014-09-07 16:00

anastasi
Очень люблю Одоевцеву. Она мне в некотором роде родственница, вернее моим родственникам. А я так, примазываюсь. Но поэтесса она потрясающая. Звонкая, прозрачная, легкая строка бежит и бежит вперед, за горизонт. А про эту книгу чуть позже, надо оформить мысли.
0 2014-09-07 16:32

jana
Рекомендую прочитать книгу Анны Колоницкой "Все чисто для чистого взора" (беседы с Ириной Одоевцевой. Эту книгу мне подарила автор, которая и писала ее со слов Одоевцевой. Интересно!
0 2014-09-07 16:48

anna
где б её разыскать ещё ? не подскажете? :
0 2014-09-07 21:33

jana
Говорят, видели в книжных магазинах.
0 2014-09-08 00:05

tolik
Белый вполне мог, что отмечают многие.
0 2014-09-08 03:21

oksana
Мало того, меня книга вдохновила на знакомство с раннее незнакомыми (для меня, конечно писателями, открыла с новой стороны уже известных мне и заставила полюбить как их самих, так и их стихи..
0 2014-09-08 04:50

vera
Благодаря этой книге я открыла для себя поэзию Николая Гумилёва. Вот уже год не перестаю восхищаться совершенством его стихотворной формы, глубиной поэтических образов. В такой удивительный мир меня Одоевцева ввела! Кто ещё не читал - всем горячо советую!
0 2014-09-08 05:10

vala
Книжка действительно классная, но вот стихи самой одоевцовой - такой детский лепет. Нацепи бант и почувствуй себя поэтом....
0 2014-09-08 05:17

polinka
Потрясающие книги, особенно На Берегах Невы.
0 2014-09-08 06:18

ludmila
2 Ольга Михайлюченко (Тимошкина
# 10

А мемуары вообще вещь скользкая и неоднозначная. Насколько я знаю, Надежда Яковлевна тоже писала воспоминания и тоже "напустила флеру" не меньше. Увы, все мы люди... Ну а некая доля восторженности у Одоевцевой - гораздо меньший грех, чем желчное злословие, которое в мемуарах тоже встречается.
0 2014-09-08 07:23

anna
ну так она и не "позиционирует" себя, как поэт, не ставит себя в один ряд с ними
0 2014-09-08 07:27

ulija
после прочтения влюбилась в Мандельштама..
0 2014-09-08 09:30

elena
Книги супер - обе!
0 2014-09-08 15:35

alina
я начала с "берегов сены".. за этой книгой я отдыхаю душой от острых углов реальности.. открытие Одоевцевой стало для меня волшебный подарком, как Чудо, которое, как ребенок, ждешь в новогоднюю ночь!..
0 2014-09-08 19:17

anna
Мне очень и очень понравилось... ;
0 2014-09-08 20:10

ludmila
Среди прочего. Если будет возможность, почитайте книгу "Любовь и страсть Серебряного века". Откроете для себя интересные вещи. Единственное "но" - на мой взгляд, язык книги оставляет желать лучшего.
0 2014-09-08 22:59

jana
Все мемуаристы пишут свои воспоминания в СВОЮ пользу. Это не секрет, поэтому к мемуарам нужно и относится достаточно снисходительно:
0 2014-09-09 03:30

ludmila
Бесспорно!:
0 2014-09-09 08:23

anna
Людмила, а кто автор этой книги, о которой вы говорите? Любовь и страсть Серебряного века" ?
0 2014-09-09 08:28

ludmila
Автор А.А.Корин, издательство "ЭКСМО", 2006г.
0 2014-09-09 09:38

natalja
Читала лет 20 назад. Понравилось.
0 2014-09-09 09:50

menja
мне было более интересно читать о поэтах и писателях в эмиграции...На берегах Сены
0 2014-09-09 10:03

milena
Ольге Михайлюченко # 10.
А о ком Надежда Яковлевна Мандельштам сказала хоть одно доброе слово, при всем моем уважении к верности ее к мужу, заботе о его наследии, к ее уму и ядовитости?
Книги Ирины Одоевцевой, действительно, очень живые и светлые, стихи наивные, конечно. Но ведь из-за ее чисто женской восторженности стихи Гумилева появились у нас в печати лет на 20 позже, чем могли бы. Виновата в этом не она, разумеется, а бдительные сотрудники известных органов. Сборник стихов поэтов Серебряного века,и Гумилева в том числе, уже подготовленный к печати, был ведь рассыпан !
Поскольку отец был в редколлегии "Библиотеки Поэта", я эту историю знаю и помню.
0 2014-09-09 11:46

majja
постоянно их перечитываю и каждый раз открываю что- то новое в личностях героев. Так доброжелательно о своих современниках никто не писал, это талант любви к человеку.
0 2014-09-09 12:23

larisa
# 21: "...некая доля восторженности у Одоевцевой". Людмила, я давно читала Одоевцеву, могу уже и ошибиться. Но всё же. Да, она оставляет впечатление восторженной девочки. Но помнится, что она сознательно взяла себе за правило показывать только лучшее в людях, оставляя за пределами повествования всё негативное. И она далеко не всех, кого хорошо знала, вывела в своих романах. Вероятно, не считала для себя возможным осуждать их. Это не только натура, это и мировоззрение. И именно поэтому, на мой взгляд, Одоевцева ближе к обьективности многих иных. По крайней мере, ей я доверяю значительно больше, чем, скажем, Берберовой (прошу прощения у поклонников последней.
Это не возражение Вам, Людмила. Скорее дополнение.
0 2014-09-09 13:52

izolda
Книга чудесная, я зачитала ее до дыр..
Правда, мне не нравится, что Одоевцева, как ученица Гумилева иногда весьма скептически о нем отзыватся...
Поскольку Гумилев мой любимый поэт и куда больше.., у меня на нее зуб.
Но сам период, его атмосфера описани ею прекрасно.
0 2014-09-09 13:53

kamilla
Оченьпонравилось..после прочтения этойкнигипо-настоящему заинтересовалась"Серебрянным веком",познакомиласт с творчеством многих поэтов...А Одоевцева мне показалась очень светлым человеко...
0 2014-09-09 16:08

polina
После "На берегах Невы" еще трепетнее стала относиться к Гумилеву... Очень живо и интересно.. Да и стихов новых узнала!
0 2014-09-09 19:07

galka
читала обе книги. именно благодаря ей влюбилась в Серебряный как же интересно было. почему-то воспринимаешь поэзию этого времени вне исторических реалий, эта книжка ставит все на места. Одоевцева и Гумилев служили панихиду по Лермонтову, а угощались сухарями....вокруг был разброд, бардак.
"на берегах Сены"-очень грустная книга. все они в эмиграции мертвые.

а стихи у Одоевцевой мне тоже не нравятся. она недопоэт. кстати, этот комплекс был все -таки у нее, в книгах прослеживается
0 2014-09-09 19:12

kamilla
Галка Данилова ,Вам не кажется,что Вы себе прротиворечите??то из-за нее влюбилисьв серебрянный,а то Одоевцева-недопоэт.......
0 2014-09-10 01:47

olga
Странно. Читать, конечно, было интересно. Но особых вострогов эта книга не вызвала. Да, Одоевцева не ставит себя в один ряд с теми, о ком пишет. Но в книге так много "я пишу", "я", "я одна из последних", "мои стихи", "для меня", "о моих стихах", "меня", опять "я" и "кусков" ее стихов (иногда кажется, что то или иное предложение написано только для того, чтобы вставить фрагмент стихотворения, ее стихотворения - маленькое проявление маленького эгоцентризма.
Однако не могу не согласиться - да, эпоха передана очень хорошо, проникаешься ощущениями стопроцентно.
0 2014-09-10 02:25

olga
Пожалуйста,напишите выходные данные по книге"Все чисто для чистого взора"
0 2014-09-10 03:18

olga
Недавно прочитала"Загадка и тайна Лили Брик" - как ваше мнение?
0 2014-09-10 03:26

tolik
мне не понравилось... автор явно пристрастен. лиля у него бог во плоти
0 2014-09-10 11:30

natalja
"На берегах Невы" - главная заслуга этой книги (для меня в том, что по её прочтении я заинтересовалась творчеством людей, которые так живо представлены в ней. Но читала я её ещё школьницей, не знаю, как отнеслась бы к ней теперь.
0 2014-09-10 13:30

marija
В "На берегах Невы" все герои очень живые... когда читаешь, невольно ловишь себя на том, что эти хрестоматийные Гумилев, Мандельштам и прочие, на которых следует смотреть снизу вверх - Господи, нормальные были ребята, веселые и смелые (каждый день на границе жизни и смерти - от голода, пули, чего угодно - а они про это и не думали... или делали вид, что не думают, с такими и подружиться можно... А Одоевцева стихов писать не умела - ну и что? С прозой-то все в порядке... (Ей даже этот бант дурацкий можно простить...
Вот московская тусовка из цветаевской "Повести о Сонечке" (хотя это и то же время, и примерно та же среда - совсем другое (выпендриваются и нудят постоянно.
0 2014-09-10 20:46

anastasi
Книга уникальная, действительно...к последним двум комментариям присоединяюсь...кстати, вторая часть "На берегах Сены" уже не так интересна...
0 2014-09-11 02:19

olesya
"На берегах Невы" и "На берегах Сены" две действительно уникальных книги! Одоевцева пишет легко и приятно, лично мне доставляет определенное удовольствие ее читать. Однако, мне намного больше нравятся "Живые лица" Гиппиус.
0 2014-09-11 07:22

irina
"Живые Лица" Гиппиус - попытка воздвижения памятника самой себе...ее имя так и не осталось яркой страницей в литературе Серебряного века, поэтому единственное что ей оставалось - это на его закате увековечить себя в собственных мемуарах...на мой взгляд, крайне пафосная книга, несправедливо осуждающая русских гениев - Блока, Белого и др...
а вот "На берегах Невы" в этом плане - вещь уникальная. Одоевцева рассказывает просто и откровенно, не навязывая своего мнения относительно того или иного поэта. Легкость и ненавязчивость, по-моему, главные достоинства этой книги.
0 2014-09-11 11:06

aleksand
Я в первый раз в жизни встречаюсь с утверждением, что имя Гиппиус не стало яркой страницей в истории литературы 20 века. Без Гиппиус не могли бы состояться многие поэты и писатели, такие как Ахматова, Ходасевич и Цветаева. Наверное, следует углубиться в историю Серебряного века сначала, а потом уже делать такие глобальные выводы. У Гиппиус не было комплекса непоноценности...зачем же ей надо было вписывать себя в историю литературы, когда она всегда была в центре внимания и в центре литературной жизни? И Гиппиус, и Мережковский были успешными писателями не только в России, но и на Западе. Благодаря их литературной деятельности, они сумели купить квартиру в Париже задолго до революции. Кстати, Гиппиус оставалась в центре литературной жизни и в Париже. Как поэт, эссеист, прозаик, философ и критик она является очень значительной фигурой 20 века. Помимо крупных литераторов и философов в России, она дружила с Бергсоном. Мне кажется, что Одоевцева ей могла бы серьезно позавидовать. Я не умаляю значения Одоевцевой, но их нельзя сравнивать в таком контексте.
0 2014-09-11 12:14

irina
С историей Серебряного века знакома в достаточной степени, чтобы делать свои собственные выводы, не следуя хрестоматийным предрассудкам. Категорически не согласна с тем, что Ахматова, Ходасевич и Цветаева не состоялись бы без нее...Это же не шоу-бизнес, а искусство. Талант, если он есть и если он силен, не может быть обойден вниманием.
а что касается Гиппиус - у нее не было комплекса неполноценности в связи с ее популярностью, красотой, известностью, но в связи с творчестовом определенно был...Её "привычка" смотреть свысока на таких геркулесов литературы, как Есенин, Белый, Мандельштам может быть объяснена только попыткой скрыть под этим собственную творческую несостоятельность.
0 2014-09-11 13:10

aleksand
Мне все же кажется, что Вы не понимаете совсем ни философских исканий того времени, ни роли Гиппиус в создании многих моделей поведения. Видимо, Вас филосфские течения и семиотика поведения того времени совсем не задели. Ну, тогда у Вас впереди еще много открытий. Если Вы учитесь на литфаке в герценовском, то поговорите серьезно тогда с Альфонсовым! Я сомневаюсь, чтобы он так категорично мог говорить о незначительности Гиппиус, как Вы.
0 2014-09-11 14:40

irina
что ж, спасибо за совет...да, я действительно там учусь, и скорее всего, меня действительно ждет множество открытий. И если это так, то очень хорошо. Пока же мое оценка Гиппиус ни разу не положительная...в принципе, и не отрицательная - никакая.
а в качестве собеседника на тему Серебярного века предпочитаю все же Васильева
0 2014-09-11 20:19

rodion
А я обожаю ее стихи и ставлю наравне со стихами других поэтов серебрянного века. Просто она была своеобразной. У нее были своеобразные стихотворения.
И не было у Одоевцевой эгоцентризма. Она просто была маленькой, чуть-чуть избалованной, но, к сожалению, несчастной женщиной.

Почитайте ее стихи, она великолепна. Однако, сколько людей - столько мнений.
0 2014-09-11 21:32

aleksand
BOOKS: Dvor chudes: Stikhi 1920–1921 (Petrograd:
Mysl’, 1922;
Angel smerti: Roman (Paris: Montparnasse, 1927; translated
by Donia Nachshen as Out of Childhood (London:
Constable, 1930;
Izol’da: Roman (Paris & Berlin: Moskva, 1929;
Zerkalo: Roman (Brussels, 1939;
Laisse toute espérance: Roman (Paris: Self, 1948; translated
by F. K. Reed as All Hope Abandon (New York:
Pantheon, 1949; original Russian version published
as Ostav’ nadezhdu navsegda: Roman (New
York: Chekhov, 1954;
Kontrapunkt: Stikhi (Paris: Rifma, 1951;
Stikhi, napisannye vo vremia bolеzni (Paris: Navarre, 1951;
Desiat’ let (Paris: Rifma, 1961;
Odinochestvo (Washington, D.C.: Russkaia kniga, 1965;
Na beregakh Nevy (Washington, D.C.: V. Kamkin, 1967;
Moscow: Khudozhestvennia literatura, 1988;
Zlataia tsep’: Stikhi (Paris: Rifma, 1975;
Portret v rifmovannoi rame: Stikhi (Paris: Rifma, 1976;
Na beregakh Seny (Paris: Presse Libre, 1983; Moscow:
Khudozhestvennia literatura, 1989.
Collection: Izbrannoe, edited by E. V. Vitkovsky (Moscow:
Soglasie, 1998—comprises “Stikhotvoreniia,”

Na beregakh Nevy, and Na beregakh Seny.
SELECTED PERIODICAL PUBLICATIONS—
UNCOLLECTED: “Lunnaia poema,” Dom iskusstv, 2
(1921: 15–22;
“God zhizni: Roman,” Vozrozhdenie, no. 63 (1957: 92–
111; no. 64 (1957: 99–112; no. 65 (1957: 95–
110; no. 67 (1957: 98–113; no. 68 (1957: 78–83.
0 2014-09-11 22:30

aleksand
Чтобы составить более полное представление об Одоевцевой, как мне кажется, нужно прочитать и ее романы, и более поздние стихотворения. Роман "Изольда" был раскритикован Набоковым, правда, но он написан неплохо. В ее поздних сборниках много сюрреалистических мотивов. Мне кажется, что ее поздняя лирика интереснее ее баллад 1920х годов.
0 2014-09-12 03:12

lena
почитайте рассказы Аллы Головиной!
0 2014-09-12 04:08

anna
"На берегах Невы" очень хорошая книга о потрясающих людях, которые, несмотря на жизненные условия, никогда не сдавались. Очень нравится момент, где Одоевцева описывает, как Осип Мандельштам решил сделать гоголь-моголь.
0 2014-09-12 06:03

marija
да книга хорошая, мне понравилась сама атмосфера,когда живут "пищей не телесной, а духовной" .А вот "На берегах Сены" у меня оставило тоску, у них были деньги, комфорт, спокойствие, а самого главного не было...
0 2014-09-12 08:52

lena
Я прочитала эту книгу два раза, и думаю еще вернусь к ней.Действительно, потрясает духовность в такое разграбленное время. Чего мы-то сидя у компов, с теплыми батареями, ноем о кризисе???? Ей-богу смешно, после чтения такой книги!
0 2014-09-12 09:57

ulija
обе части воспоминаний И.О. моэно объединитьодной фразой Марины Цаетаевой: "В России я поэт без книг, а здесья поэт без читателей" Удивительно, как люди могли жить посреди всеё этой катастрофы, так хорошо описанной Гумилёвым в "Прапамяти" и "Заблудившемся трамвае", и не просто жить, а жить поэзией. Ходить на балы в нетопленые дома, слушать и смотреть на кумиров от Слова и словно не замечать катстрофы творящейся вокруг. Пир во время чумы - парадокс Серебряного века.
0 2014-09-12 11:24

marina
Обе книги Одоевцевой прочитала с большим удовольствием. Мемуары, вещь, конечно, очень пристрастная. Но в отличие от Гиппиус, Одоевцева ко всем хорошо относилась и не изливала желчь на собратов по перу.
0 2014-09-12 14:16

ludmila
У меня вопрос: Одоевцева в книге "На берегах Невы" пишет, что " Сологуб умер в 1927 году в Царском селе" (стр.376. Не могу найти подтверждения этого. Евтушенко указывает место рождения - Петербург, место смерти - Ленинград, похоронен был Сологуб на Смоленском кладбище.
Кто прав? Помогите разобраться, плз, это важно для царскоселов.
0 2014-09-12 14:43

tanja
читала на берегах Невы, а сечйчас дочитываю Сену... Одоевцева слишком деликатно описывает своих современников, ей даже Адамович на это указал, но тем не менее ее мемуары бесценны.
0 2014-09-12 14:59

tanechka
Многие поэты стали мне почти родными, когда я прочитала эти книги.
0 2014-09-12 15:54

sanjok
Я тоже не давно прочитал На берегах Невы. Поразило то, как чётко Одоевцева запоминала многие события в жизни и даже целые разговоры. Преклоняюсь перед её памятью. Особенно понравились её воспоминания о Андрее Белом. О Гумилёве молчу, вся книга пропитана им.
И всем кто не читал Некрополь Ходасевича, очень советую. Кратко, сжато, доступно и очень интересные воспоминания. Увлекло. Для всех кто интересуется Серебрянным Веком, чтиво то что надо!
0 2014-09-12 16:39

tatjana
Я сейчас читаю "На берегах Сены" ("На берегах Невы" нашла позже, придётся "нарушить хронологию"... :-... Поразительное произведение, никогда ничего похожего не читала... И... Такое ощущение, что я знала всех людей, описанных в этом произведении, я полюбила их! Это удивительно, очень страшно и больно...
0 2014-09-12 17:51

ksenija
Прекрасная книга!Всем советую!
0 2014-09-12 18:57

nikolaj
Хороши мемуары и Одоевцевой, и Берберовой, и Ходасевича (советую читать их все, они кое-где корректируют, а кое-где дополняют друг друга. И при всем уважении к критикам Одоевцевой как поэта, не могу с ними согласиться - ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ поэт, к сожалению, весьма хорошо забытый...
0 2014-09-12 21:57

myza
#42
Ольга «шайтанхитрыйлис» Сухорукова
10 июн 2008 в 13:25

Полностью согласна! Читать было интересно, пока горделивость атора не заставила вздохнуть от скуки и отложить книгу.
Добавить комментарий