Да, здорово..А я даже не могу сказать, какое самое любимое. Всё обожаю. Самый-самый любимый поэт, сильно повлиявший на мое мировоззрение..
Вот пожалуй выложу:
Я люблю
Я люблю замирание эха
После бешеной тройки в лесу,
За сверканьем задорного смеха
Я истомы люблю полосу.
Зимним утром люблю надо мною
Я лиловый разлив полутьмы,
И, где солнце горело весною,
Только розовый отблеск зимы.
Я люблю на бледнеющей шири
В переливах растаявший цвет...
Я люблю все, чему в этом мире
Ни созвучья, ни отзвука нет.
Года три назад, будучи в Питере, поехала в Царское село. От станции решила пойти пешкой, свернула не совсем правильно. Шла какоё-то безлюдной улочкой с частными домами, потом набрела на дивную церковь( если не ошибаюсь католическую в готическом стиле. А потом оказалась рядом с царскосельской гимназией, где преподавал Анненский. Безусловно, это сентимент, но как-то на душе потеплело, всё-таки по дороге люди не встречались, а тут такой культурный объект! Понятно, что случай, но тогда показалось, что это не случайНО...
Испытывал аналогичные чувства Правда я намеревался ещё пойти на Казанское кладбище, посмотреть его могилу, но был дождь и времени мало, в общем не получилось.. Он гений, безусловно, гений.
За ветхой шторою мы рано затаились,
И полночь нас мечтой немножко подразнила,
Но утру мы глазами повинились,
И утро хмурое простило...
А небо дымное так низко нависало,
Всё мельче сеял дождь, но глуше и туманней,
И чья-то бледная рука уже писала
Святую ложь воспоминаний.
Всё, всё с собой возьмем. Гляди, как стали четки
И путь меж елями, бегущий и тоскливый,
И глянцевитый верх манящей нас пролетки,
И финн измокший, терпеливый.
Но ты, о жаркий луч! Ты опоздал. Ошибкой
Ты заглянул сюда, - иным златися людям!
Лишь сумрачным словам отныне мы улыбкой
Одною улыбаться будем!
У меня знакомство с поэзией Анненского началось с "Эстонок". Случайно услышала по радио. Ночью. В частном доме. На кухне со стенами, окрашенными синей краской. Мороз по коже
Вот выдержка из моей работы по творчеству Анненского: "Он [Анненский]всегда исповедовал принципы либеральности и гуманизма, и поэтому ревностно защищал от преследования полиции своих учеников, принявших участие в уличных беспорядках во время революции 1905 года."
"Старые эстонки" было посвящено расстрелу эстонских студентов. Отсюда и весь пафос возмездия. Мой любимый отрывок:
Я, напротив, я очень жалел их,
Прочитав в сердобольных газетах,
Про себя я молился за смелых,
И священник был в ярких глазетах.
Затрясли головами эстонки.
"Ты жалел их... На что ж твоя жалость,
Если пальцы руки твоей тонки,
И ни разу она не сжималась?
Спите крепко, палач с палачихой!
Улыбайтесь друг другу любовней!
Ты ж, о нежный, ты кроткий, ты тихий,
В целом мире тебя нет виновней!
Добродетель... Твою добродетель
Мы ослепли вязавши, а вяжем...
Погоди - вот накопится петель,
Так словечко придумаем, скажем..."
И ещё,на мой взгляд, одно из самых сильных по выражению чувств:
Падает снег,
Мутный и белый и долгий,
Падает снег,
Заметая дороги,
Засыпая могилы,
Падает снег...
Белые влажные звезды!
Я так люблю вас,
Тихие гостьи оврагов!
Холод и нега забвенья
Сердцу так сладки...
О, белые звезды... Зачем же,
Ветер, зачем ты свеваешь,
Жгучий мучительный ветер,
С думы и черной и тяжкой,
Точно могильная насыпь,
Белые блестки мечты?..
В поле зачем их уносишь?
Если б заснуть,
Но не навеки,
Если б заснуть
Так, чтобы после проснуться,
Только под небом лазурным...
Новым, счастливым, любимым...
Тоже из многих мною любимых!
А ведь есть параллель всё-таки к лермонтовскому " Выхожу один я на дорогу", только там такая почти космическая картина ( "пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит", а здесь только человек, без Бога...
"Падает снег" ( "Музыка отдаленной шарманки" он ещё называется - отличные, проникновенные строки. У меня ассоцируется ещё с его "Notturno":
Темную выбери ночь и в поле, безлюдном и голом,
В сумрак седой окунись... пусть ветер, провеяв, утихнет,
Пусть в небе холодном звезды, мигая,
задремлют...
Сердцу скажи, чтоб ударов оно не считало...
Шаг задержи и прислушайся! Ты не один... Точно
крылья
Птицы, намокшие тяжко, плывут средь тумана.
Слушай... это летит хищная, властная птица,
Время ту птицу зовут, и на крыльях у ней твоя
сила,
Радости сон мимолетный, надежд золотые лохмотья...
26 февраля 1890
Без рифмы, без света, одиноко и прекрасно. Есть нечто лермонтовское, согласен.
Я и не стремился идеализировать мир Анненского. Лермонтов же - это далеко не самое светлое восприятие, он очень трагичен и одинок. В этом я и согласен провести параллель с Анненским. Не более, конечно.
Я говорила только про одно стихотворение Лермонтова - "Выхожу один я на дорогу", а не про всё творчество!
Тут, мне кажется, ещё имеет огромное значение то, что Лермонтов ушел из жизни молодым. Вот если бы он дожил до лет Анненского - кем бы, интересно, он стал? В смысле, его творчество?
Знаете, вы мне навеяли постом 22 цитату Максимилиана Волошина:
"Его [Анненского] поэзия оставалась бескрылой, как Акропольская Победа, а любовь — «безлюбой». Он сам захотел и этой «бескрылости» и этой «безлюбости», и они дались ему большим трудом, потому что он был рожден и крылатым и любящим."
По-моему, трудно сказать лучше.
Александр, Оля, приношу свои извинения и удаляю свой пост: Анненского нельзя "разбирать по косточкам", он настолько выше этого, что мне противно читать то, что я сама написала!
Отлично! Вот ещё новость. В Омске - родном городе нашего поэта - в самом крупном книжном супермаркете открыли портретную галерею людей, связанных с Омском. Достоевский, Врубель, Шебалин и тд. Так вот Анненский - вторым потретом! Очень радует
Там на портретах строги лица,
И тонок там туман седой,
Великолепье небылицы
Там нежно веет резедой.
Там нимфа с таицкой водой,
Водой, которой не разлиться,
Там стала лебедем Фелица
И бронзой Пушкин молодой.
Там воды зыблются светло
И гордо царствуют березы,
Там были розы, были розы,
Пускай в поток их унесло.
Там всё, что навсегда ушло,
Чтоб навевать сиреням грёзы.
.............................................
Скажите:"Царское село" -
И улыбнемся мы сквозь слёзы.
То же Анненский:
-Милая, милая, где ж ты была ночью в такую метелицу?
-Горю и ночью дорога светла... к дедке ходила, на мельницу.
-Милая,милая, я не пойму речи с словами притворными.С чем ты на речку ходила к нему?
- С чем я ходила? Да с зернами.
-Милая, милая, зёрна-то чьи ж, жита я нынче не кашивал?
- Зёрна-то чьи? Да твои... Только хозяин не спрашивал
- Милая, милая, где же мука, куль тот, что был под передником?
- Где же мука? где вода глубока... Лысый сегодня с НАСЛЕДНИКОМ
комментарии, слова, восторги-лишнее, он всё сказал сам
Зал...
Я нежное что-то сказал
Стали прощаться,
Возле часов у стенки...
Губы не смели разжаться,
Склеены...
Оба мы были рассеянны,
Оба такие холодные,
Мы...
Пальцы ее в черной митенке
Тоже холодные...
"Ну, прощай до зимы,
Только не той, и не другой
И не еще - после другой:
Я ж, дорогой,
Ведь не свободная..."
- Знаю, что ты - в застенке... -
После он
Плакала тихо у стенки
И стала бумажно-бледна...
Кончить бы злую игру...
Что ж бы еще?
Губы хотели любить горячо
А на ветру
Лишь улыбались тоскливо...
Что-то в них было застыло,
Даже мертво...
"Это сон или Верлен?" - кстати и Верлен как вдохновитель этого стихотворения:
Целует клавиши прелестная рука;
И в сером сумраке, немного розоватом,
Они блестят; напев, на крыльях мотылька
(О песня милая, любимая когда-то
Плывет застенчиво, испуганно слегка -
И всё полно её пьянящим ароматом.
И вот я чувствую, как будто колыбель
Баюкает мой дух, усталый и скорбящий.
Что хочешь от меня ты, песни нежный хмель?
И ты, её припев, неясный и манящий,
Ты, замирающий как дальняя свирель,
В окне, растворенном на сад вечерний спящий?
Однако данное стихотворение Верлена мы знаем в переводе В. Брюсова, а существуют и переводы И. Анненского:
Поль Верлен. Из книги "Сатурнические поэмы"
Цикл "Меланхолия"
Сон, с которым я сроднился
Мне душу странное измучило виденье,
Мне снится женщина, безвестна и мила,
Всегда одна и та ж ив вечном, измененье,
О, как она меня глубоко поняла...
Все, все открыто ей... Обманы, подозренья,
И тайна сердца ей, лишь ей, увы! светла.
Чтоб освежить слезой мне влажный жар чела,
Она горячие рождает испаренья.
Брюнетка? русая? Не знаю, а волос
Я ль не ласкал ее? А имя? В нем слилось
Со звучным нежное, цветущее с отцветшим;
Взор, как у статуи, и нем, и углублен,
И без вибрации спокоен, утомлен.
Такой бы голос шел к теням, от нас ушедшим.
Как много у Анненского стихотворений сонетов! Он прямо-таки мыслил сонетами Да! были люди....
Хотя "мыслил" не вполне подходящее слово...(((
Чувствовал?!