Загрузка...

Хронологические рамки Серебряного века

автор
aleksand
Опубликовано: 2014-09-12
Блог: Из жизни
0
Хронологические рамки Серебряного векаЯ только что написала рецензию на книгу Галины Рыльковой (Rylkova, Galina. "The Archaeology of Anxiety: The Russian Silver Age", Pittsburgh, Pittsburgh University Press, 2007), в которой говорится, что поэты Серебряного века в 1920е годы четко определяли Серебряный век, как период, который длился примерно с 1880 года по 1917... У меня вопрос ко всем участникам: "А как сегодня понимается Серебряный век? Стало ли это понятие синонимом всей модернистской культуры или нет?"
Комментарии (28)
0 2014-09-12 16:19

natasha
По-моему, понятие Серебряный век не имеет таких чётких границ. И в 20-е годы многие поэты Серебряного века оставались верны себе. Ахматова, например, воспринимается нами как представитель СВ. Просто принято говорить: ранние стихи, поздние... Такчто временные границы несколько размыты. Важнее здесь концептуальная отнесённость той или иной Фигуры.
0 2014-09-12 16:19

evgenij
1880 - 1917? Скорее 1890-1930 или с начала 1890-x до конца 1920-х.
0 2014-09-12 16:36

aleksand
Спасибо! Я согласна, что, примерно, с 1890 по конец 1920х... и с размытостью тоже. Но в ее книге получается так, что все кончилось в 1917 году, а потом Серебряный век возродили после смерти Блока, потом Ахматова как бы продолжала распространять его в 30е годы, потом новое рождение как в период оттепели и в период перестройки... Вопрос все равно остается такой: что делать с авангардом 10–20х годов? Обычно в теоретических работах по европейскому модернизму предлагается рассматривать авангард как радикальное выражение модернизма. Но, как мне кажется, сегодня есть тенденция в Серебряный век многое запихивать... Мне понравилось то, что Наташа Волкова предлагает концептуальную принадлежность к Серебряному веку тоже принимать в учет. Мне тоже кажется, что это важно. Да, кстати Рылькова в заключение говорит, что, м.б. , сегодня поэзия шестидесятников более популярня, чем Серебряный век, который скорее всего скоро исчезнет в лету, как и революция 1917 года..... Мне кажется, что это совсем необоснованное предсказание!.. Спасибо и Евгению, и Наталье за ответы!
0 2014-09-12 16:55

natasha
Вам, Александра, спасибо! Сейчас масса всякой, порой противоречивой, литературы по Серебряному веку: и мемуары, и литературоведческие труды. Хочется вновь к этой теме обратиться (как когда-то в институте, и подобные группы помогают верить в то, что есть ещё увлекающиеся и интересующиеся люди! Подруга пошла учиться на искусствоведение и с упоением мне рассказывает, что им читают по этому периоду. Всколыхнулись дремавшие знания и увлечения. Здорово, что сегодня это в принципе кому-то интересно
0 2014-09-12 17:44

aleksand
Вы абсолютно правы, Наталья. Я к тому же: в 1990е годы хлынул поток литературы, включая и первоисточники, и мемуары, и документальные фильмы, и худежественные ("Гарпаструм", например итп. Вот сейчас как раз и нужно собрать урожай и понять на самомом деле, что к чему, разобраться в основных и эстетических, и в философских ценностях, понять, что же в целом этот период собой представляет... было раньше много путаницы, нужно кое–что и прояснить, и откорректировать. К тому же, есть еще целый пласт литературной деятельности в эмиграции тех, кто был связан с Цехом поэтов: Адамович, Георгий Иванов, Кузмина–Караваева (Мать Мария, Николай Оцуп... Оцуп был одним из первых людей, кто начал употреблять само понятие Серебряный век, потом и Вейдле об этом писал. Да, неплохо было бы иметь хорошие толковые книги по этому периоду!..
0 2014-09-12 17:45

elena
"Да, кстати Рылькова в заключение говорит, что, м.б. , сегодня позия шестиднякивов более популярня, чем Серебряный век, который скорее всего скоро исчезнет в лету, как и револьция 1917 года..... "

Вот уж не сказала бы! По моим наблюдениям всё с точностью до наоборот:
0 2014-09-12 17:52

natasha
Очень достойный фильм снял Михаил Козаков "Очарование зла". Человек разбирается и в поэзии, и об эпохе имеет представление. А что касается литературы 90х, сразу чувствуется, кто из авторов был в процессе в своё время, а кто понял, что ровесников всё меньше и меньше и насочинял, чего и не было. Впрочем, сейчас тоже конъюнктурщиков хватает.
0 2014-09-12 17:56

larisa
Сразу оговорюсь, мои суждения дилетантские, сугубо читательские.
Для поэтов Серебряный век закончился в 1917, а вернее, наверное, в 1921 году, потому что рухнул мир, в котором они творили - мир реальный, во плоти и крови, но и мир идеальный, питавший их душу и мысли. Рухнула вера в новый Золотой век, который придет на смену Серебряному, ибо катастрофу они предчуствовали, но полагали, что она залог грядущего возрождения.
В наше же время Серебряный век возродился уже в виде мифа. Мы внешни по отношению к нему. Для нас существенны сами поэты, их творчество, их судьбы. Вот именно так: судьбы поэтов стали таким же явлением Серебряного века, как и их творчество. Поэтому и наши границы неопределённы.
Мы склонны относить к Серебряному веку всё, что переплелось с ним корнями, что порождено атмосферой времени. И если футуризм - отсюда, то не стоит, наверное, отказывать и авангарду 1910-20 гг., так я думаю.
0 2014-09-12 18:13

evgenij
Серебряный век - период взрыва, цепной реакции. Он не укладывается в рамки судеб поэтов, из которого они вышли.
Есть легенда будто бы автор понятия "Серебряный век" сын Ахматовой Лев Гумилев - http://gumilevica.kulichki.net/PAM/pam0003.htm.
0 2014-09-12 18:19

larisa
Вы не вчитались, Евгений. Я не укладывала Серебряный век в "рамки судеб поэтов". И мне бы не хотелось довольствоваться одними констатациями. "Периоду взрыва" поэтического предшествовал период мощного развития прозы середины XIX в. Поэтов тогда не было? Вы сами сходу можете их назвать. Но место поэзии - в сравнении с началом ХХ в. - было скромным. Читатель, общество откликалось на другое. В середине века - физиологическая проза, к концу - метафизика? Это что, этапы самопознания? изменения в общественной психологии?
0 2014-09-12 18:29

evgenij
Роль публики по-моему скромнее. В 60-е - 80-е и тиражи были больше и стадионы собирались. Но ничего сопоставимого с Серебряным веком не было. Федора Сологуба публика заметила только как прозаика. Серебряный век делали единицы. Невероятной интенсивностью внутренней, творческой работы. Взаимными влияниями. Все это голословно. Это комментарий всего лишь. Но достаточно посмотреть, например, сколько этапов прошел Блок. Отвечаю как дилетант - как могу. Кстати про взрыв - статья "Поэтика ... "взрыва" в прозе А. Блока (Сб. "Александр Блок и мировая культура", 2000. Про рамки отвечал по-поводу концептуальной принадлежности Серебрянному веку. Мне кажется серебрянный век это всего лишь период с определенными границами. Ахматова, Г.Иванов и др. вышли из Серебрянного века и продолжали работать. Но самого Серебрянного века как явления в середине XX уже не было.
0 2014-09-12 18:39

larisa
Сравнивать тиражи некорректно. Хотя бы такой факт: население Петербурга в начале века составляло (округленно 1,5 млн человек, в 1980-е годы говорили о 5 млн. Стадионов сто лет назад не было вовсе, залы же набивались битком, как Вы знаете.
Я меньше всего склоняюсь к статистическим сравнениям. Извините за избитое выражение: я об общей атмосфере. "Серебряный век делали единицы", говорите Вы. Но "век" нельзя делать. В "веке" живут. И Серебряный век - это не только поэзия. Первое, что приходит на ум - всё, что связано с "Миром искусства", с философскими поисками. С взрывом графоманства, наконец.
0 2014-09-12 18:42

aleksand
Огромное спасибо всем участникам дискуссии Очень много ценных наблюдений и аргументов. Очень рада была услышать, что у Серебряного века есть будущее, и что его шестидесятники не затмили. Мне тоже кажется, что его еще надо изучать, и изучать, в совокупности всего: и графомантства, и наплыва журналов, и философии... Помотрю на все ссылки! Всем огромное спасибо! Очень заинтересовала меня идея Ларисы Лобачевской, что Серебряный век не продукт творчества единиц. Мне кажется, действительно с появлением Серебряного века начались бурно развиваться различные технологие успеха, если говорить сегодняшним языком....
0 2014-09-12 18:57

evgenij
Дорохин О. Н. "Серебряный век как историко-культурная и историографическая проблема" диссертация ... кандидата исторических наук : Томск, 1999
0 2014-09-12 19:23

aleksand
Спасибо, Евгений! постараюсь найти эту работу и прочесть при первой возможности.
0 2014-09-12 19:37

evgenij
К эссе Рыльковой:
http://magazines.russ.ru/nlo/2002/53/rein.html
0 2014-09-12 20:28

aleksand
Спасибо, Евгений! Увы, я говорила о книге, а не об эссе, но в книге все те же идеи, просто больше иллюстраций. Жаль, что с 2002 года нет эволюции...я полностью согласна с критиком, кот.предлагает внести больше четкости в этот вопрос! рецензия на эссе очень ценная.
0 2014-09-12 20:38

aleksej
Начало 1890-х - 1961(смерть Роальда Мандельштама
0 2014-09-12 20:48

aleksand
Пока никак не могу найти ключ к нему... спасибо, буду думать дальше...
0 2014-09-12 21:46

aleksand
А ведь после смерти Роальда Мандельштама (и Адамовича, и Набокова, и Ахматовой... был и приезд Одоевцевой в Россиию.... ее книги в конце 1980х годов были изданы тиражом в 500 000 экземпляров...
0 2014-09-12 21:50

larisa
Одоевцева несла в себе Серебряный век, но жила уже в веке другом. И тиражи ничего тут не определяют. Так, И.С.Бах - звучит по всему миру, и музыка его на все времена, но век его ушел.
0 2014-09-12 21:51

aleksand
Я согласна с Вами, но вот хочу как раз понять, где все же кончается век.. мне кажется, что это можно четко определить: самоубийство Цветаевой 31 августа 1941 года... мироощущение этого периода ушло с ней, получился с ее уходом водораздел между двумя эпохами...мне так видится во всяком случае...смерть в концлагере Матери Марии тоже конец эпохи и того мира, который был частью Серебряного века...
0 2014-09-12 22:01

larisa
Любое летоисчисление условно, это просто некая договоренность. Еще более условно вот это деление на золотой, серебряный век. Есть четкие основные определения, но границы-то - как их провести? и надо ли? Получается, мы отказываем в мироощущении этого периода тем, кто оплакивал Цветаеву. Так стоит ли искать водораздел, которого, может (или безусловно? и нет вовсе? Это как замирающий звук: все его слышать по-разному долго.
0 2014-09-12 22:09

aleksand
Последнее замечание о звуке очень тонко, спасибо. Хороший образ.
0 2014-09-12 22:32

evgenij
Серебряный век, как мне представляется, начинается в 1892 г., когда появляется книга стихов Мережковского "Символы" и его же лекция "О символизме", знаменовавшие собой начало новой эпохи. Потом уже были Брюсов, Добролюбов и проч.
С конечной датой сложнее, но, видимо, после 1917 г. началось затухание, а потом мы слышали отзвуки, и в эмиграции, и у нас. Отзвуки, но нет ощущения мощного потока. Серебряный век - явление дореволюционной культуры. Поэтому 1917 г.
0 2014-09-12 22:59

vadim
C 1917 г. как датой конца не соглашусь. Да, революция многое изменила, но моментально СВ не убивала. Может быть, он закончился в 1921-м со смертью Гумилева и Блока, может быть, продлился до конца 1920-х, ведь после 21-го года оставались и Есенин, и Ахматова, и Цветаева, и художники тоже.

Ну а тезис насчет того, что шестидесятники затмят серебряный век, мне кажется смешным. Как поэты они были намного слабее, да и вообще - это просто разные времена, как их сравнивать?
0 2014-09-12 23:00

milena
Прочитала тут всю дискуссию, очень интересно. Мне приходится часто задумываться над хронологическими границами Серебряного века, в силу своей личной заинтересованности - читаю этот курс у наших филологов и журналистов в университете. Нижняя граница, конечно, связана с докладом, статьей и сборником стихов Д.С. Мережковского, 1892-93 гг. И стремя сборничками "Русские символисты" под ред. В.Я Брюсова 1894-95 гг. А вот верхняя граница - сложнее. 1917 год я не считаю концом периода, а вехой, от которой все просто пошло в не ту сторону. Сначала определяла на лекциях конечный период - "до парохода", т.е 1922 г. Но потом поняла, что август 1921 (Блок, Гумилев тоже определил конец. А Есенин погиб в конце 1925. Так что, если говорить более или менее формально, то 1925 г. Но многие книги, выходившие в конце 1920-нач.1930-х. были еще тесно связаны с Серебряным веком, так сказать, его "классического периода", деятисотых. Прежде всего книги поэтические. Правда, с середины 1920-х начинается взрыв новой прозы - Серапионы, Всеволод Иванов, Замятин. Уже что-то другое. Омри Ронен был прав, рассматривая Серебряный век как "умысел и замысел". И в хронологических наших построениях надо эти два понятия всегда иметь ввиду
0 2014-09-12 23:44

nikolaj
Серебряный век - это прежде всего атмосфера, коллективное мироощущение поэтов, особое восприятие мира... Чтобы точнее определить верхнюю границу (в оценке нижней большинство более-менее согласно, нужно внимательно изучить мемуары его творцов - когда, в каком году это мироощущение перешло в какое-либо другое. И скорее всего единого года выудить оттуда не удастся, что будет означать, что С.в., как и всякий век, не умер мгновенно. Для одних творцов его прервала Первая мировая война (стало быть 1914, для других - революции (1917, для третьих смерти Гумилёва и Блока (1921, массовая эмиграция (1921-1923. Так что единую дату, думаю, определять и не надо, следует оговарить периоды начала и конца. (Кстати, почему-то достаточно мало споров о границах Золотого века, начинавшегося и заканчивавшегося так же постепенно.
Добавить комментарий